Вопрос:
Немусульманин задал мне несколько вопросов об Исламе, которые смутили меня. В частности, он спросил о смысле одного из хадисов.
Передается, что однажды к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел один из сподвижников и спросил – может ли он жениться на бесплодной женщине. На что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил отрицательно. Тот приходил еще два раза и оба раза получил отрицательный ответ.
Что это означает – что бесплодные женщины какие-то неполноценные и с ними нельзя находиться в браке? Но ведь известно, что брак Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и его любимой жены Аиши (радыАллаху анха) был бесплодным, и он не разводился с ней.
Ответ:
Одной из важных целей брака – в дополнение к сохранению целомудрия и удовлетворению своих физических потребностей законным образом – является деторождение.
Хадис, о котором вы спрашиваете, передается в Сунане Абу Дауда:
Один человек пришел к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и спросил: «Я познакомился с красивой женщиной из хорошего рода, но известно, что она бесплодна. Могу ли я жениться на ней? Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Нет». Человек пришел и задал этот вопрос еще раз, но Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) опять запретил ему.
Когда этот сподвижник пришел в третий раз, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Женитесь на любящих и часто рожающих женщинах, ибо я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими общинами».
Отсюда видно, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) отговорил сподвижника от женитьбы на бесплодной женщине, поскольку он желал, чтобы его последователи увеличивали число его уммы.
Но ученые по хадису утверждают, что из этого хадиса не выводится общий запрет жениться на бесплодных женщинах.
Также известно, что мужская импотенция или бесплодие также есть достаточное основание для расторжения брака, поскольку женщина также имеет право деторождение и удовлетворение своих физических нужд в браке.
Этот хадис имеет частный смысл – бывает, что человек сам не знает о своих собственных нуждах, а другой человек лучше знает, что ему нужно. В частности, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) лучше знал, какой брак будет в интересах этого человека, поэтому дал ему соответствующий совет.
Сподвижники часто спрашивали у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – как им лучше всего поступить в каком-то конкретном случае. И ответ мог отличаться от одного человека к другому в зависимости от личности человека, конкретной ситуации или текущего момента времени.
Многие великие женщины Ислама, такие как жены пророков Ибрагима и Закарии также много лет не могли родить детей. Об этом сказано в Коране:
«И подошла жена его (Ибрагима) (к ангелам) с криком, ударяя (себя) по лицу и говоря: «(Как я могу родить, когда я уже) старуха бесплодная!»» (51, 29).
«(Закарийя) сказал (от радости и удивления): «Господи! Как будет у меня мальчик, когда до меня дошла уже старость, а жена моя – бесплодна?» (Ангел) сказал: «Так Аллах творит, что пожелает»» (3,40).
Также в Коране сказано, что дети есть дар от Аллаха – кому-то Он дарует их, а кому-то нет:
«Аллаху (принадлежит) (вся) власть над небесами и землей; Он создает то, что пожелает, (и) Он дарует, кому пожелает, (только) женское потомство [дочерей] и дарует, кому пожелает, (только) мужское потомство [сыновей].
Или Он сочетает их [потомство], как мужского пола и женского [дарует обоих полов], а кого пожелает, делает бесплодным: (ведь) поистине, Он – знающий, могущий (создать то, что пожелает)!» (42, 49-50).
Если вы посмотрите на все вышеперечисленное, вы поймете, что Ислам в коей мере не дискриминирует бесплодную женщину. Кроме того, не следует делать какие-то вывод на основании вырванного из контекста аята или хадиса, не понимая его полностью, в противном случае это приведет к сомнениям и подозрениям. Пусть Аллах защитит нас. Амин.
Сухайл ибн Ариф, помощник муфтия,
Чикаго, США.
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи