После публикации этой статьи возник закономерный вопрос: какова была акыда имама Абу Исхака аз-Заджаджа (241 – 311 г. по хиджре), ведь нельзя хвалить и рекомендовать книги по вероучению, автором которых является человек с убеждениями, отличными от суннитских.
Известно, что практически все ученые прошлого, оставившие авторитетные и публикуемые в наши дни комментарии к именам Аллаха, были ашаритами: имамы аль-Халими, аль-Байхакы, аль-Кушайри, ар-Рази, аль-Газали, Абу Бакр ибн аль-Араби, аль-Байдави, аль-Куртуби, ас-Сануси, ас-Суюты, аз-Заррук и другие не оставили поводов усомниться в их принадлежности к ахлю-с-сунна.
А что мы знаем об убеждениях имама аз-Заджаджа?
Из дат жизни ясно, что он был саляфом. В свое время муʼтазилиты пытались приписать ему свои взгляды, а мушаббиха до сих пор заявляют, что он разделял их убеждения.
Хатыб аль-Багдади отозвался о нем так: «Он был достойным и набожным человеком с верной акыдой, шедший похвальным путем» («Тарих», 6/87).
Также многие источники передают, что он настолько строго придерживался мазхаба имама Ахмада, рахимахуЛлах, что его даже обвиняли в фанатизме по отношению к ханаблитскому мазхабу. В «Муʼджам аль-удаба» (1/130) передается, что последними словами имама Абу Исхака были: «О Аллах, воскреси меня приверженцем мазхаба Ахмада ибн Ханбаля». Мог ли имам, столь горячо приверженный школе имама Ахмада, противоречить своему имаму в акыде? Но ханбалиты-муджассима как-то же смогли!
Основных источников, по которых можно судить об убеждениях имама Абу Исхака, два:
1. Его тафсир «Маʼани аль-Куран ва иʼрабуху». Существует несколько изданий, неплохим можно назвать выпущенное издательством «ʼАлям аль-кутуб» под редакцией доктора Абдуль-Джалиля Абдух Шальби в пяти томах (1988).
2. Комментарий к именам Аллаха «Тафсир асмаиЛлях аль-хусна», о котором мы уже рассказывали.
Что касается претензий муʼтазилитов, то они опровергаются комментариями имама аз-Заджаджа к аятам о возможности увидеть Аллаха, об атрибуте Всевышнего Воля (аль-Ирада) и о заступничестве (шафаʼат). То, что пишет имам об этих вопросах, в которых принципиально расходятся сунниты и муʼтазилиты, в своем тафсире «Маʼани аль-Куран» полностью соответствует позиции ахлю-с-сунна. Думаю, нет смысла останавливаться на этом подробно, раз муʼтазлилитов как массовой секты в наше время больше не существует.
Претензии же мушаббиха (в частности, современных саляфитов) также нетрудно опровергнуть, просто читая то, что писал имам. В том же тафсире «Маʼани аль-Куран» в толковании к аяту суры аль-Анʼам (Коран 6:76) имам пишет:
قَالَ لَا أُحِبُّ الْآفِلِينَ أي لا أحب من كانت حالته أن يطلع وَيسِير على هيئةٍ يُتبين معها أنه محدَث , منتقل من مكان إلى مكان كما يَفْعَلُ سائرُ الأشياءِ التي أجمعتم معي على أنها ليست بآلهة
«Ибрахим, мир ему сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается», то есть я не люблю тех, кто заходит за горизонт, и движется, так что становится ясно, что оно – возникшее, которое перемещается с места на место, как делают и остальные вещи, насчет которых вы согласны со мной, что они не являются богами».
Таким образом, имам ясно говорит, что перемещение в пространстве – это признак творений, и Аллах не может перемещаться. Что, безусловно, соответствует акыде саляфов. Другой великий имам того же поколения Ибн Джарир ат-Табари, рахимахуЛлах, так сформулировал данное правило:
ما لم يخل من الحدث لا شك أنه محدث
«То, что не лишено качеств возникших (творений), без сомнения, является возникшим» («Тарих», 1/27).
В книге «Тафсир асмаиЛлях аль-хусна» имам Абу Исхак пишет (речь идет об имени Аллаха аль-Джаббар):
«Аллах – превыше (ʼалин) Своих творений Своими величественными атрибутами и убедительными знамениями. Он достоин возвышенности (ʼулюв) и власти» («Тафсир асма», с. 35, Дар аль-маъмун, 1975).
Также имам пишет:
«37. Аль-ʼАлий. Имя образовано по модели «фаʼииль» в значении «фаʼиль». И Аллах превыше (ʼалин) Своих творений – превыше Своим могуществом, это не должно непременно означать «возвышенность в пространстве, поскольку ясно, что такое не может быть Его атрибутом, пречисты они (они всех недостатков). И это нельзя вообразить себе разумом или представить. Аллах пречист от подобного!» (с. 48).
«76. Аз-Захир. Тот, кто явлен разуму через доводы, однозначные доказательства Его существования и знамения Его Единственности. Это в том случае, если имя образовано от слова «зухур» (проявление). А если основа имени – в выражении «появился такой-то на крыше», то есть поднялся <…>, то имя образованно от смысла возвышенности (ʼулюв). И Аллах превыше (ʼалин) всего. Но под «возвышенностью» не имеется в виду возвышенность в пространстве, ибо Всевышнему Аллаху не присуще место, а Его возвышенность – это возвышенность степени и высота Его власти…» (с. 60).
Также имам пишет в толковании имени аль-Вахид:
«Аллах – Един в истинном смысле. Все, что кроме него – творения – состоят из частей» (с. 57).
Также имам пишет в «Маʼани аль-Куран» о видении Аллаха без охватывания, а также приводит ряд таъвилей (иносказательных толкований). Думаю, одного примера будет достаточно:
قال اللَّه عزَّ وجلَّ — : ((كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ)) , وقال: (ويبقى وَجْهُ رَبِّكَ) المعنى: ويبقى ربك , والمعنى : كل شيءٍ هالك إلا اللَّه عزَّ وجلَّ
«Всевышний Аллах говорит: «Все погибнет, кроме (дословно) Его Лика (ваджх)». Также Он говорит: «Останется «вадж» твоего Господа». И смысл этого: «Останется Аллах». И смысл (другого аята): «Все погибнет, кроме Всевышнего Аллаха».
Подведем итог: совершенно очевидно, что убеждения имама Абу Исхака аз-Заджаджа, как и его имама Ахмада ибн Ханбаля, да помилует их Аллах, определенно – это акыда ахлю-с-сунна валь-джамаʼа и полностью соответствует школам ашари/матуриди.
Прочитать об акыде имама аз-Заджаджа подробнее можно на арабском языке в работе устаза Усмана Мухаммада ан-Набулси (http://www.aslein.net/showthread.php?t=15112)