Вопрос:
Не могли бы вы указать хадис, в котором говорится, что в могиле ангелы будут показывать умершему картину или образ Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует)?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к уверовавшим – на том
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Имеется в виду вот эта часть хадиса:
يُقَالُ مَا عِلْمُكَ بِهَذَا الرَّجُلِ؟ -صحيح البخاري, ج 1, ص 28: دار طوق النجاة
Перевод: «Умершего спросят в могиле: «Что ты знаешь об этом человеке?»» («Сахих» аль-Бухари, т. 1, с. 28: Дар Таук ан-Наджах).
Этот хадис находится в «Сахих» аль-Бухари, так что он достоверен.
Ученые разошлись насчет того, в каких обстоятельствах будет задан этот вопрос. Поскольку по отношению к Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует) употреблено указательное местоимение, некоторые ученые считают, что умершему покажут образ Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Этого мнения придерживается Мулла Али аль-Кари, рахимахуллах, в комментарии к «Мишкат аль-Масахиб» под названием «Миркат аль-Мафатих»[1].
Другие ученые считают, что между умершим и благословенной могилой Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) исчезнет преграда и покойный увидит Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Это мнение цитирует алляма Касталяни, рахимахуллах. Однако после цитаты алляма Касталяни говорит, что не нашел риваятов в поддержку этого мнения[2].
Также существует мнение Кади Ияда, рахимахуллах. Он упоминает, что для допроса будет взято имя Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Затем зададут вопрос с указательным местоимением[3].
Тем не менее, часть ученых говорит, что употребление указательного местоимения не служит достаточным доказательством того, что умерший увидит Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). Они говорят, что местоимение просто указывает на информацию, хранящуюся в разуме. И, когда зададут этот вопрос, умерший автоматически поймет, что вопрос касается Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует). [4] [5] [6]
А Всевышний Аллах знает лучше.
Мавляна Абдуль-Азым ибн Абдур-Рахман,
Студент Даруль Ифта
США
Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи.
www.daruliftaa.net
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
________________________________________
[1] (فَيَقُولَانِ: مَا كُنْتَ تَقُولُ فِي هَذَا الرَّجُلِ؟) : قِيلَ يُصَوَّرُ صُورَتُهُ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ فَيُشَارُ إِلَيْهِ (مرقاة المفاتيح, ج 1, ص 210: دار الفكر)
[2] قيل: يكشف للميت حتي يري النبي صلي الله عليه وسلم وهي بشري عظيمة للمؤمن ان صح ذالك ولا اعلم حديثا مرويا في ذلك والقائل به انما استند بمجرد ان الاشارة لا تكون الا للحاضر لكن يحتمل ان يكون الاشارة لمافي الذهن فيكون مجازا قاله القسطلاني (بذل المجهود, ج 18, ص 291-292: دار الديان للتراث
[3] قَالَ القَاضِي ذهب بَعضهم إِلَى أَنه يمثل لَهُ فِي الْقَبْر وَالْأَظْهَر أَنه يُسمى لَهُ وَلَا يمثل فَيُقَال مَا علمك بِهَذَا الرجل (الديباج على صحيح مسلم بن الحجاج, ج 2, ص 491: دار ابن عفان للنشر والتوزيع
[4] لكن يحتمل ان يكون الاشارة لمافي الذهن فيكون مجازا قاله القسطلاني (بذل المجهود, ج 18, ص 291-292: دار الديان للتراث
[5] فتاوي محمودية, ج 3, ص 368: مكتبه محموديه
[6] كشف الباري عما في صحيح البخاري, ج 3 كتاب العلم, ص 498: مكتبه فاروقيه