Джаухара ат-таухид
шейха Бурхануддина Ибрахима аль-Лякани аль-Малики (умер в 1041-м г.)
Это основной матн по ашаритской акыде среди поздних ученых. Автор – маликитский факих, но известность приобрел этой книгой. Учился у имама Рамли (автора «Нихая аль-мухтадж»), Ибн Касима аль-Абади, Мухаммада ибн Салима ас-Санхури, который был его основным учителем. Был крупным суфием. Матн написан по наставлению его суфийского шейха – Ахмада Шарнуби.
Сам же Ибрахим аль-Лякани написал три шарха к «Джаухара ат-таухид»: «Умдат аль-мюрид» (огромный шарх, своего рода энциклопедия по ильм аль-калям, издан в 2015-м году), «Тальхыс ат-таджрид» и «Хидая аль-мюрид» (издан «Дар аль-басаир» в двух томах с разными примечаниями). Последний шарх – лучшее для всестороннего изучения матна.
Автор также написал объемный комментарий «Када аль-ватр» – хашия к «Нузха ан-назар» имама Ибн Хаджара по мусталах аль-хадис.
У него есть несколько неоконченных книг: хашия к «Шарх аль-акаид» Тафтазани, хашия к шарху Тафтазани к «Тасрифу» и другие.
Матн «Джаухара ат-таухид» – мухтасар раздела по акыде из «Джам’ аль-джавами’». Когда имам Таджуддин ас-Субки написал свой матн по усуль аль-фикх «Джам’ аль-джавами’», то добавил в конце небольшой раздел по акыде, и имам Ибрахим аль-Лякани (рахимахуллах) изложил его кратко в виде назма.
الحمد للهِ على صِلاتِهِ
ثُمَّ سَلامُ اللهِ مَعْ صَلاتِهِ
على نَبِيٍّ جَاءَ بالتَوحِيدِ
و قَدْ خَلا الدِّينُ عَنِ التوْحِيدِ
Хвала Всевышнему Аллаху за милости, которые Он даровал,
И мир и благословение Аллаха
Пророку, принесшему Единобожие,
В то время как в верованиях не было Единобожия,
Обращаем внимание на огласовки при заучивании: в первом случае «сылятихи» с касрой, дальше идет «ма’» с сукуном в конце (для сохранения стихотворного размера), «набиин» с танвином.
Предложение «джаа би-т-таухиди» – сыфа к «набиин».
Слово «дин» может использоваться и для обозначения Ислама, и для обозначения обычаев и верований.
Из шарха имама аль-Лякани:
«Таухид – это выделение Того, Кому мы поклоняемся, поклонением с убеждением, что Аллах Един в Своей Сущности, атрибутах и действиях».
Един в Сущности: Его Сущность не делима и не состоит из частей, и нет двух богов.
Един в атрибутах.
Един в действиях: только Аллах творит и создает объективный физический мир, и никто наряду с Ним или по Его перепоручению не творит.
فأَرْشَدَ الخَلْقَ لِدِينِ الْحَقِّ
بِسَيْفِهِ و هَدْيِهِ لِلْحَقِّ
مُحَمَّدِ العاقِبْ لِرُسْلِ ربِّهِ
و آلِهِ و صَحْبِهِ و حِزْبِهِ
Кто указал людям религию истины
Мечом и наставлением к истине –
Мухаммаду, печати посланников Господа,
И его роду, и его сподвижникам, и его общине.
«Рабб» изначально обозначает господина, однокоренное слово – «тарбия» (воспитание). Также это Тот, Кто улучшает, и Тот, Кому поклоняются. Поэтому определения «рубубия» и «улюхия» взаимосвязаны.
Абу Али аль-Ашари