إِذْ كُلُّ مَنْ قَلَّدَ فِي التَوْحِيدِ
إيمانُهُ لم يَخْلُ مِنْ تَردِيدِ
فَفِيهِ بَعْضُ القَوْمِ يَحْكِي الخُلْفا
و بَعْضُهُمْ حَقَّقَ فِيهِ الكَشْفا
В вере каждого, кто слепо следует в Единобожии,
Есть сомнение.
Некоторые передают, что здесь расхождение,
А некоторые это раскрыли:
Мукаллид в акыде – тот, кто стопроцентно верит в Аллаха, потому что его родители (например) верят в Аллаха, и у кого нет осознания веры даже на уровне «если есть творение – есть и Творец». Если человек уже хотя бы так рассуждает, он не мукаллид в акыде.
«Есть сомнение»: может быть, тот, за кем он следует, поменяет взгляды, а он снова за ним последует.
«Некоторые это раскрыли»: имам Таджуддин ас-Субки объяснил, что на самом деле расхождения нет. Когда речь идет о мукаллиде, насчет веры которого есть сомнения, имеется в виду мукаллид, у которого нет убежденности, то есть, если тот, за кем он следует, поменяет точку зрения, он за ним последует. А если мукаллид точно уверен, что Аллах существует, так что останется в Исламе, даже если тот, за кем он следует, поменяет веру, то у ученых нет разногласий, что такая вера принимается. Иными словами, расхождение лишь словесное (хиляф ляфзи).
فَقَالَ إِنْ يَجْزِمْ بِقَوْلِ الغَيْرِ
كَفَى وَ إِلا لم يَزَلْ في الضَيْرِ
واجْزِمْ بِأَنَّ أوَّلا مِمَّا يَجِبْ
مَعْرِفَةٌ وَ فِيهِ خُلْفٌ مُنْتَصِبْ
[Ученые] сказали [о таклиде в вере], что, если он (человек) убежден в словах другого,
Этого достаточно; если не убежден, то он попал в беду.
Будь уверен, что первое из того, что обязательно, –
Познание, и тут есть установленное разногласие.
Но все эти разногласия – словесные. Все говорят по сути одно и то же – что шахада без понимания не действительна. А значит, понимание должно предшествовать шахаде. Это не означает, что первый ваджиб (обязательное) – не шахада. Первый ваджиб – шахада, но, чтобы она была действительна, надо соблюсти определенные условия: надо ее понимать и быть в ней убежденным. А для этого нужно хотя бы минимально поразмышлять: мир изменяется, значит, мир сотворен, значит, у него есть Творец, и Он может быть только один, только Он достоин поклонения, у него должны быть пророки, и Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) – это Его Пророк, которые принес последнюю религию. Понимания на таком уровне достаточно.
فَانْظُرْ إلى نَفْسِكَ ثُمَّ انْتَقِلِ
لِلْعالَمِ العُلْوِيِّ ثُمَّ السُفْلِي
تَجِدْ بِهِ صُنْعاً بَديعَ الحِكَمِ
لَكِنْ بِهِ قامَ دَليلُ العَدَمِ
Посмотри на самого себя, затем обрати взор
На небесный мир и то, что у тебя под ногами, –
[Во всем этом] ты увидишь творение удивительной мудрости,
Но в нем есть признак несуществования.
«Удивительной мудрости»: такое творение не может появиться случайно.
«Признак несуществования»: все эти творения не существовали раньше и появились из ничего, все они начальны. И доказательство этому – их изменяемость: все, что изменяется, сотворено.
Абу Али аль-Ашари