Вопрос:
Мой вопрос касается человека, который вырос среди мусульман и соблюдал религию с детства, но потом переехал на Запад и перестал соблюдать религию. Не совершал намаз, не посещал пятничную молитву, не различал харам и халяль. Спустя 20 лет он вернулся обратно к религии и теперь хочет начать жить как хороший мусульманин. Будет ли он считаться мусульманином, если столько лет не совершал намаз, и нужно ли ему возмещать молитвы?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Вначале скажем о человеке, который сделал первые шаги в сторону повиновения Аллаху и старается отказаться от прежней жизни. Он должен считать свое возвращение к религии как великое благословение – что ему был дарован тауфик (способность) покаяться и обратиться к Аллаху. Многие несчастные люди медлят с совершением покаяния (тауба), пока для них не становится слишком поздно. Ему (тому человеку) следует быть стойким (в своем решении) и делать дуа Аллаху, чтобы Он помог ему удержаться на Его религии.
Аллах Всевышний Прощающий и Милосердный. Когда человек возвращается к Нему с искренним раскаянием, Он прощает его; когда человек искренне кается, ему следует быть уверенным в прощении. Аллах говорит:
قُلْ يَا عِبَادِيَ الَّذِينَ أَسْرَفُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ لَا تَقْنَطُوا مِن رَّحْمَةِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَغْفِرُ الذُّنُوبَ جَمِيعًا إِنَّهُ هُوَ الْغَفُورُ الرَّحِيم
«О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе [долго продолжали совершать грехи], не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью (тем, которые обращаются к Нему с покаянием, какими бы эти грехи ни были): ведь поистине, Он – Прощающий, Милосердный!» (39:53)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также сказал:
كُلُّ بَنِي آدَمَ خَطَّاءٌ وَخَيْرُ الْخَطَّائِينَ التَّوَّابُونَ
«Все сыны Адама совершают грехи, но лучшие из грешников – кающиеся» (1).
Следует понимать, что человек (о котором идет речь в вопросе) продолжает оставаться мусульманином, несмотря на то, что он не выполнял предписания Ислама. Он не считается отступником от Ислама. Так что он обязан возместить пропущенные им обязательные действия (посты и молитвы).
Что касается пропущенных молитв, ему нужно восполнить фард-намазы (обязательные), а также намазы-витр (это решение ханафитского мазхаба, поскольку витр считается ваджиб – прим. переводчика), которые он пропустил, начиная с возраста физической зрелости (полового созревания). Если он не в состоянии вычислить точное количество пропущенных молитв, нужно взять примерное количество, которое будет несколько больше возможного количества пропущенных намазов (2). Для каждой молитвы нужно делать примерное такое намерение – первый пропущенный намаз фаджр, первый пропущенный намаз зухр и так далее (3). И так делается для всех молитв, пока не будет восполнены все пропущенные молитвы.
Есть метод, который может быть очень удобен для восполнения пропущенных молитв: совершать совершать пропущенную молитву после одной из обязательных пяти молитв. К примеру, после обязательного намаза фаджр каждого дня совершать пропущенный намаз фаджр; после обязательного зухр-намаза – пропущенный зухр-намаз, и тому подобное. Можно выбрать какой-то день или несколько дней, которые человек посвятит восполнению намазов (или выбрать время в течение дня, когда он будет восполнять намазы).Человеку следует вести строгий учет совершенных намазов, пока не будет восполнено нужное количество молитв.
И важно все время обращаться с мольбой к Аллаху, чтобы Он помог ему удержаться на соблюдении религии.
А Аллах знает лучше.
Абдулла Гадаи, студент Даруль Ифта,
Мичиган, США
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи
___________
[1] مشكاة المصابيح (2/ 724)
وَعَنْ أَنَسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «كُلُّ بَنِي آدَمَ خَطَّاءٌ وَخَيْرُ الْخَطَّائِينَ التَّوَّابُونَ» . رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَابْنُ مَاجَهْ والدارمي
[2] من لا يدري كمية الفوائت يعمل بأكبر رأيه فإن لم يكن له رأي يقض حتى يتيقن أنه لم يبق عليه شيء
حاشية الطحطاوي على مراقي الفلاح، دار الكتب العلمية، ٤٤٧
[3] فإذا كثرت الفوائت يحتاج لتعيين كل صلاة يقضيها…فإذا أراد تسهيل الأمر عليه نوى أول ظهر عليه أدرك وقته ولم يصله.
مراقي الفلاح مع حاشية الدر، ٤٤٦