В предыдущей заметке мы говорили об убеждениях и о том, как важно, чтобы они были правильными. Убеждения – это система наших представлений об устройстве мира.
Но как определить, правильны ли твои убеждения? Критерием правильности убеждений является соответствие их действительности. Каким образом можно понять, соответствуют ли те или иные убеждения действительности – это отдельная тема, ей я посвятил отдельный цикл эссе.
Мы сказали: «Мусульманином является человек, имеющий систему убеждений, которую религия Ислам определяет как правильную. Произнося шахаду, мы, образно говоря, подписываем договор, обязующий нас иметь определенную картину мира и систему убеждений. Мы принимаем ее, соглашаемся с ней, обязуемся разделять эти убеждения. Это и есть Ислам».
Именно поэтому мы – мусульмане-сунниты – не приемлем никаких разногласий в основах веры: убеждения либо истинные, то есть соответствующие действительности, либо нет. Третьего не дано. Но мы допускаем разногласия во второстепенных вопросах убеждений и в темах, связанных с фикхом – религиозной практикой.
Разделять систему исламских убеждений человек непременно должен со стопроцентной уверенностью. Предположения (степень уверенности от 51% до 99%) и сомнения (50 на 50) в том, что исламские убеждения – истина, недостаточно, чтобы быть мусульманином. Но убеждения будут прочными только в том случае, если они основаны на знании и имеют прочную рациональную базу.
Более того, исламские ученые разошлись во мнениях по вопросу, действителен ли вообще Ислам человека, чьи убеждения не подкреплены размышлениями и не основаны на рациональных доводах. Это вопрос, известный в науке акыда как «иман мукаллида». Например, человек считает себя мусульманином не потому, что в результате размышлений пришел к выводу об истинности этой религии, а потому, что Ислам – традиционная вера его народа. Чем в таком случае убеждения такого человека отличаются от предубеждений и суеверий вроде веры во влияние звезд на судьбу или в то, что разбитое зеркало приносит несчастье?
Самое сильное мнение ученых все же заключается в том, что вера мукаллида действительна, и от суеверий отличается тем, что его убеждения истинны, то есть соответствуют действительности. Однако необходимое условие для действительности его веры – убежденность, стопроцентная уверенность в истинности всех положений Ислама. Тем не менее, если этот мукаллид обладает интеллектуальным потенциалом для размышления и изучения рациональных доказательств истинности нашей религии хотя бы в общем виде – он считается грешником, в том числе и потому, что, отказавшись от размышлений, он поставил свой иман под угрозу. Убеждения, не имеющие под собой рациональной основы, непрочны, будто дом на песке. Вера мукаллида в постоянной опасности.
Приведем пример такого доказательств в общем виде:
Вопрос: как доказать, что Аллах существует?
Ответ: этот мир существует, у него должен быть Творец.
Рассуждения на таком несложном уровне достаточно, чтобы – как объясняют ученые – человек вышел из состояния таклида и вера его была бы названа полноценной.