Толкование имен Всевышнего Аллаха (10)
За основу толкования взята книга «Аль-Иʼтикад» имама аль-Байхакы. Дополнения из «Шарх аль-Асма аль-Хусна» имама ас-Сануси, «Аль-Максид аль-асма» имама Ахмада Заррука и других авторитетных источников.
57. الحميد
Аль-Хамид
Тот, Кого восхваляют, Достойный хвалы.
Другое толкование: Обладатель совершенных атрибутов.
Ас-Сануси: «В действительности никто не заслуживает хвалы, кроме Всевышнего Аллаха, поскольку никто, кроме Него, не описан Божественностью, Милостью и Господством».
Примечание: В истинном смысле никто, кроме Аллаха, не заслуживает хвалы и благодарности. Ведь именно Аллах предопределил и сотворил для нас все те блага, за которые мы благодарны. Когда мы хвалим и благодарим людей, которые нам сделали что-то хорошее, мы должны помнить, что они только передают нам блага от Аллаха.
Ахмад Заррук: «Если человек осознает, что Всевышний Аллах — Достойный Хвалы, то мысли об Аллахе и благодарность Ему отвлекут его от мыслей о себе и похвалы себе». И сказано в книге «Аль-Хикам» (Ибн ʼАтаиЛляха аль-Искандари): «Восхваление Аллаха отвлекает верующего от благодарности самому себе. И выполнение обязательств, наложенных Аллахом, отвлекает от мыслей о самом себе».
58. المحصي
Аль-Мухсы
Тот, Кто исчислил, охватил все. Смысл имени связан с атрибутом Знание (Аль-ʼИльм).
Ахмад Заррук: «Всевышний охватывает Своим Знанием все существующее, знает о каждой вещи все детали, и ни одна частичка мира не скроется от Него».
Ас-Сануси: «Ничто из познаваемого не скрыто от Аллаха, Он знает все о каждой вещи: ее сущность, свойства, ее количественные характеристики, если они есть».
59. المبدئ
Аль-Мубди
Тот, Кто положил начало человеку, то есть сотворил его.
Ас-Сануси: «Тот, Кто воплотил все созданное, сотворив все его виды, формы и свойства из абсолютного небытия».
60. المعيد
Аль-Муʼид
Тот, Кто возвращает творения после их создания (умерщвляет их), затем снова возвращает к жизни.
Ахмад Заррук: «Некоторые ученые считали, что «Аль-Мубди аль-Муʼид» – это одно имя, поскольку смысл одного не полон без другого».
61. المحيي
Аль-Мухьйи
Аллах — Тот, Кто оживляет безжизненное семя, выводя из него живую душу, и оживляет безжизненные тела, возвращая в них дух, воскрешая их. И Он оживляет сердца светом познания. И Он оживляет мертвую землю, орошая ее дождем и выращивая на ней [то, что служит для] пропитания (для живых существ)».
Ас-Сануси: «Аллах создает жизнь в душах и телах. И жизнь в телах поддерживается через обычные причины (через пищу и воду), но без того, чтобы эти причины как-то влияли на поддержание жизни. И Всевышний Господь — Единственный, Кто оживляет, без посредника. Также Аллах — Единственный, Кто создает жизнь в душах, оживляя их познанием и теми внутренними деяниями, что оно дает. А также Аллах оживляет тело человека через служение Ему и устранение вялости и лени в поклонении и через благодарность за Его милости».
62. المميت
Аль-Мумит
Тот, Кто умерщвляет живое и лишает сильных силы через смерть.
Ас-Сануси: «Аллах творит смерть через обычную причину, какую Он пожелает, — или без нее — во всем теле и забирает душу из этого тела. И рационально допустимо воскрешение этого тела, которое покинула душа. Также допустимы смерть души при живом теле и смерть тела при живой душе. И Аллах может умертвить сердце, после того как напитал его небесными знаниями и очистил его от телесных страстей. И такое умерщвление сердца приводит к лени в поклонении и занятию тем, что лишает человека высоких степеней в Вечной обители».
Абу Яхья