بسم الله الرحمن الرحيم
Хвала Аллаху. Мир и благословение Его Посланнику и всем, кто последовал за ним.
Продолжаем наш цикл о Прекрасных именах Всевышнего Аллаха и о связанных с этой темой вопросах.
Если имена Аллаха берутся только из Шариата, можно ли установить их все?
Имам аль-Лякани пишет в «Джаухара ат-таухид», классическом стихотворном тексте по акыде:
«И выбрано (мнение), что Его (Всевышнего Аллаха) имена «таукыфия», как и атрибуты, поэтому выучи их так, как они приходят».1
Комментатор «Джаухара» имам аль-Байджури так поясняет слово «таукыфия»: «Дозволенность их употребления в отношении Всевышнего Аллаха основывается на Коране, достоверных (сахих) или хороших (хасан) хадисах или иджмаʼ».
Если это так, значит можно установить все имена Всевышнего Аллаха, ведь количество шариатских текстов (в первую очередь аятов Корана и принимаемых – сахих и хасан – хадисов), хоть и велико, но ограничено. Получается, что, внимательно исследовав текст Корана и корпус хадисов, мусульманин теоретически может создать перечень, куда войдут абсолютно все без исключения имена Аллаха?
Конечно, с оговоркой: речь идет не обо всех именах Всевышнего вообще, а только о тех, которые сообщил нам Сам Господь и Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха. Несомненно, у Господа миров есть имена, которые не знает никто, кроме Него. Имам Ахмад передал дуа Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которое читается для избавления от трудностей и печалей. В этом дуа есть такие слова:
سألك بكل اسم هو لك سميت به نفسك أو أنزلته في كتابك ، أو علمته أحداً من خلقك أو استأثرت به في علم الغيب عندك
«Прошу Тебя (о Аллах, обращаясь к Тебе) каждым Твоим именем, которым Ты назвал Себя, которое Ты сообщил в Твоей Книге, которому Ты обучил кого-либо из Твоих творений или же оставил за Собой в Своем скрытом знании».2
Современный саляфит Махмуд ар-Ридвани с уверенностью отвечает: да, мы можем узнать все имена Аллаха, которые встречаются в Коране и Сунне. Он пишет в книге «Прекрасные имена Аллаха, установленные в Коране и Сунне»: «После исчерпывающего исследования, охватившего все имена Аллаха, содержащиеся в Коране и достоверной сунне, мы установили, что имен Аллаха в Коране и Сунне: 99 пришедших отдельно, 99 пришедших в контексте, дополнительно к имени «Аллах». Итого 199 имен».3
Под «пришедшими отдельно» автор подразумевает имена, не связанные с контекстом, например, ар-Рахман, аль-Малик и др. А «пришедшие в контексте» – это имена вроде «Асбиру ʼаля ʼисьяни ʼибадих» («Терпеливый к ослушанию Своих рабов»), «Акрабу мин хабль аль-варид» («Более близкий, чем яремная вена») или «Бариун мин аль-мушрикин» («Непричастный к язычникам»).
В итоге у автора получилась очень красивая теория: еще бы – смочь составить список из абсолютно всех доступных нам имен Аллаха, да еще установить, что их дважды по 99 имен! Но имеет ли она отношение к действительности?
Понятно, что исследовать Коран на предмет установления всех имен Всевышнего Аллаха, содержащихся в нем, не сложно, особенно в наше время, когда компьютеры и интернет сделали поиск информации легким.
Вопрос же с хадисами сложнее. Предположим, что мы собрали все доступные на сегодняшний день тексты хадисов, в одну общую базу данных. Охватим ли мы тем самым весь корпус сунны?
Шейх Мухаммад Аввама, да сохранит его Аллах, пишет в книге «Роль хадиса в расхождениях между имамами фикха»: «Самая объемная книга с хадисами в наше время – это «Канз аль-ꞌуммаль» аль-Мутаккы аль-Хинди. В ней содержится более сорока шести тысяч хадисов <…> Количество хадисов в «Канз аль-ꞌуммаль» гораздо меньше того, что, как передано, знали имамы-муджтахиды, даже с учетом повторяющихся хадисов. Мы уже говорили, что имам Абу Ханифа приводил в своих сочинениях более семидесяти тысяч хадисов, не считая тех, которые он не упомянул. Также мы сказали, что одна только его книга «аль-Асар» содержала в себе сорок тысяч хадисов. И мы сказали, что, как свидетельствует Ибн Хайяб, имам Малик передал сто тысяч хадисов, не считая тех, что он слышал, но не передал. А имам Ахмад, как известно, отобрал хадисы для своего «Муснада» из примерно семисот пятидесяти тысяч хадисов».4
Кроме того, остается вопрос достоверности хадисов. Для установления имени Аллаха нам нужны только принимаемые (хасан и сахих) хадисы, однако известно, что в отношении многих из них существуют разногласия между имамами-хафизами. Хадис, который один считал «хасан», другой имам мог считать слабым, и наоборот.
За примерами далеко ходить не надо: возьмем два современных издания сборника хадисов «Сунан» имама ат-Тирмизи: один под редакцией шейха Ахмада Шакира, другой – шейха Албани. Полистав оба, мы обнаружим, что нередко один и то же хадис, по мнению одного из них, является достоверным, а по мнению другого, – слабым. Уже из этого примера понятно, что последователи одного из этих шейхов устанавливают границы достоверной сунны, опираясь лишь на иджтихад своего авторитета – нашего современника.
Непростым вопросом представляется также исследование передач единогласного мнения ученых (иджма). У иджма есть свои иснады и передатчики. Существуют вопросы, по которым одни ученые заявляют об иджма, тогда как другие с этим не соглашаются.
Таким образом, вы видим, что появление компьютеров, интернета и электронных библиотек с шариатскими книгами хоть и облегчило работу исследователя, тем не менее претендовать на полный охват источников Шариата на предмет установления абсолютно всех Прекрасных имен Всевышнего Аллаха мы не можем. По сути современные ученые имеют на вооружении тот же метод, что и их предшественники – приложить усилия, чтобы извлечь из шариатских текстов как можно больше имен Всевышнего, отвечающих условиям достоверности, не претендуя при этом на то, что их список имен окажется полным.
Примечания:
[1] «Джаухара ат-Таухид» в книге «Тухфат аль-мюрид», с. 211 — 212, Дар аль-Бейрути.
[2] Ахмад, 1/391 (3712).
[3] «АсмауЛлах аль-хусна сабита филь-Китаб ва ас-сунна», т.1, с. 41. 2-е изд., Каир, 2012.
[4] «Асар аль-хадис аш-шариф фи ихтиляф аимма аль-фукаха», с. 173 – 174, 4-е изд., Бейрут, 1997.
Абу Яхья