Толкование имен Всевышнего Аллаха (13)
За основу толкования взята книга «Аль-Иʼтикад» имама аль-Байхакы. Дополнения из «Шарх аль-Асма аль-Хусна» имама ас-Сануси, «Аль-Максид аль-асма» имама Ахмада Заррука и других авторитетных источников.
77. الوالي
Аль-Вали
Властелин всех вещей, Управляющий ими.
Ас-Сануси: «Принимающий все решения и улучшающий положение того, что находится в Его владении. И Его решение – это осуществление Его Воли на основе его абсолютного Знания (обо всем). Никто не может отменить или отсрочить Его решение».
Ахмад Заррук: «Смысл имени близок смыслу имен Аль-Хакам и Аль-ʼАдль».
78. المتعالي
Аль-Мутаʼали
Тот, Кто пречист от обладания качествами творений.
Другое толкование: Тот, Кто находится выше творений Своей властью.
Ахмад Заррук: «Тот, Кто возвышен Своим величием и степенью над всеми возможными качествами Его творений. Такие имена, как Аль-Маджид, Аль-ʼАли, Аль-ʼАзым, Аль-Кабир, Аль-Мутаʼали, имеют значения отрицания противоположных им значений и недостатков».
Аль-Газали: «Аль-Халими сказал: «Смысл его (имени Аль-Мутаʼали): Аллах превыше того, чтобы допустить в отношении Него то, что допустимо для творений: жену, детей, органы и части тела, обладание троном для сидения на нем, нужду в завесах, чтобы скрыть Его от взглядов (творений), перемещение с одного места на другое и тому подобные вещи. Что-то из этого означало бы Его конечность, что-то – нужду (в чем-либо), что-то – изменение и переход в другое состояние»».
Примечание: это слова имама Абу Абдилляха Аль-Халими (ум. в 403 году по хиджре) – одного из имамов своего века, выдающегося факыха (правоведа) шафиитского мазхаба.
79. البرّ
Аль-Барр
Делающий добро для Своих творений. Наделяющий всех пропитанием, Одаряющий некоторых их них святостью (виляйя), Увеличивающий награду за поклонение и Прощающий за ослушание.
80. التوّاب
Ат-Тавваб
Тот, Кто прощает кого пожелает из своих рабов и принимает их покаяние.
Ас-Сануси: «Аллах по Своей милости дарит прощение, скрытие грехов, помощь и силу для совершения благого (тауфик), а также принимает покаяние рабов, совершивших грех, ослушавшихся Его повеления».
Абу Яхья