Толкование имен Всевышнего Аллаха (4)
За основу толкования взята книга «Аль-Иʼтикад» имама аль-Байхакы. Дополнения из «Шарх аль-Асма аль-Хусна» имама ас-Сануси, «Аль-Максид аль-асма» имама Ахмада Заррука и других авторитетных источников.
20. العليم
Аль-ʼАлим
Знающий в превосходной степени. И Знание — это атрибут (сыфат), которым описана Его Сущность.
Ас-Сануси: «Тот, Чье знание в предвечности охватывало все познаваемое».
21 — 22. القابض — الباسط
Аль-Кабид, Аль-Басыт
Тот, кто увеличивает по Своей Щедрости и Милости удел рабов и уменьшает его по Своей Мудрости.
Другое толкование: Аль-Кабид — Тот, Кто забирает души умерших, Аль-Басыт — Тот, Кто вкладывает души в тела.
Ас-Сануси: «Аль-Кабид — Тот, Кто уменьшает кому пожелает удел, будь то пропитание или иные блага духовные или телесные. А Аль-Кабид — Тот, Кто увеличивает удел во всем перечисленном».
23 — 24. الخافض — الرافع
Аль-Хафид, Ар-Рафиʼ
Аль-Хафид — Тот, Кто принижает, кого пожелает, наказанием.
Ар-Рафиʼ — Тот, кто возвышает, кого пожелает, Своей Милостью.
Ас-Сануси: ««Аль-Хафид» образовано от «хафд», что значит понижение степени в этом или ином мире. «Ар-Рафиʼ» — от «рафʼ», антонима слова «хафд»».
Ахмад Заррук: «Кто осознает, что Аллах — Принижающий и Возвышающий, тот не будет полагаться на свои состояния, знания или поступки, понимая, что никто не возвышает и не принижает, кроме Аллаха».
25 — 26. المعز — المذل
Аль-Муʼизз, Аль-Музилль
Аллах дает силу, кому пожелает, и лишает силы, кого пожелает.
Ас-Сануси: «Аллах дает величие в этом и вечном мирах, кому пожелает».
Аль-Газали: «Истинное величие — это освобождение от низменных потребностей, власти страстей и глухоты невежества».
27. السميع
Ас-Самиʼ
Тот, Кто описан Слухом, а Слух — это атрибут, которым описана Его Сущность.
Ас-Сануси: «Тот, для Кого раскрывается все существующее — будь то вечное или сотворенное — через атрибут Слух».
28. البصير
Аль-Басыр
Тот, Кто описан Зрением, и это атрибут, которым описана Его Сущность.
Ахмад Заррук: «Кто осознал, что Аллах — Слышащий и Видящий, тот будет ощущать божественное присутствие (муракаба) во всех своих состояниях, в движении и покое, и будет совершать то, что Аллах ему повелел, и воздерживаться от того, что Всевышний запретил».
Абу Яхья