Хадис от Абу Хурайры и начало толкования имен Аллаха
Имам ат-Тирмизи, рахимахуЛлах, привел в своем сборнике хадисов:
عن أبي هريرة قال:
قال رسول الله صلى الله عليه وسلم إن لله تعالى تسعة وتسعين اسما مائة غير واحد من أحصاها دخل الجنة هو الله الذي لا إله إلا هو الرحمن الرحيم الملك القدوس السلام المؤمن المهيمن العزيز الجبار المتكبر الخالق البارئ المصور الغفار القهار الوهاب الرزاق الفتاح العليم القابض الباسط الخافض الرافع المعز المذل السميع البصير الحكم العدل اللطيف الخبير الحليم العظيم الغفور الشكور العلي الكبير الحفيظ المقيت الحسيب الجليل الكريم الرقيب المجيب الواسع الحكيم الودود المجيد الباعث الشهيد الحق الوكيل القوي المتين الولي الحميد المحصي المبدئ المعيد المحيي المميت الحي القيوم الواجد الماجد الواحد الصمد القادر المقتدر المقدم المؤخر الأول الآخر الظاهر الباطن الوالي المتعالي البر التواب المنتقم العفو الرءوف مالك الملك ذو الجلال والإكرام المقسط الجامع الغني المغني المانع الضار النافع النور الهادي البديع الباقي الوارث الرشيد الصبور
«Передается от Абу Хурайры, да будет Аллах им доволен, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Воистину, у Аллаха есть девяносто девять имен – сто без одного, и тот, кто перечислит их, войдет в Рай. Он Аллах – кроме Него, нет бога…»»
Далее в хадисе следует перечень имен Всевышнего Аллаха, который традиционно принят мусульманами для чтения и заучивания, а также служит основой для толкования этих имен исламскими учеными.
Перечислим несколько изданных книг, написанных великими учеными в толкование имен Всевышнего:
Далее мы рассмотрим смысл каждого имени Всевышнего Аллаха из хадиса, переданного Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, опираясь на краткое их толкование, сделанное имамом аль-Байхакы в книге «Аль-Иʼтикад», и дополняя его из «Шарх аль-Асма аль-Хусна» имама ас-Сануси, «Аль-Максид аль-Асма» имама Ахмада Заррука и других авторитетных источников.
1. الله
Аллах
Обладатель божественности, то есть Могущества для творения мира.
Имам ас-Сануси, рахимахуЛлах, сказал: «Аллах – это имя собственное для Бога, Чье Существование обязательно с точки зрения разума и который достоин поклонения».
2.3. الرحمن الرحيم
Ар-Рахман, Ар-Рахим
Ар-Рахман – Обладатель Милости, Ар-Рахим – Проявляющий Милость.
По другому мнению, Ар-Рахман – наделяющий пропитанием все живое в этом мире, Ар-Рахим – проявляющий Свою Милость только к верующим в вечной жизни.
Имам ас-Сануси приводит другое толкование, которое большинство ученых по акыде посчитали самым верным: Ар-Рахман – наделяющий значительными благами, а Ар-Рахим – наделяющий небольшими благами.
И смысл объединения этих имен в Коране и в нашей речи (когда мы говорим: «Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим») в том, что у Всевышнего следует просить как о значительных вещах, так и о самых незначительных, на что указал имам аль-Байджури в «Тухфат аль-Мюрид».
4. الملك
Аль-Малик
Абсолютный Властелин.
Имам ас-Сануси: «Это Тот, Кто обладает абсолютным Могуществом, и Единственный, Кто распоряжается всем сотворенным, и никто не может Ему ни в чем помешать».
Абу Яхья