Имена Всевышнего Аллаха, упомянутые в Коране
Имам Анвар Шах аль-Кашмири, рахимахуллах, пишет в книге «Аль-ʼАрф аш-шаззи» (комментарий к сборнику хадисов имама Тирмизи):
Часть ученых-мухаддисов сказала: «Лучше всего изучать Священный Коран и брать имена (Всевышнего Аллаха) оттуда. И такую работу проделал Ибн Хазм аль-Андалуси. Эти имена привел аль-Хафиз (имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни) в «Талхыс аль-хабир» и посчитал это мнение верным».
Имам ас-Суюты, рахимахуллах, в книге «Аль-Иклиль фи истинбат ат-танзиль» подробно рассмотрел имена Всевышнего, упомянутые в Коране. Он пишет:
«Абу Нуʼайм в книге об атрибутах привел по цепочке от Лейса, от Муджахида, от Ибн Аббаса и Ибн Умара, что они сказали: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «У Аллаха девяносто девять имен, кто перечислит их – войдет в Рай, и они в Коране»».
Также он привел по цепочке от Джаʼфара ибн Мухаммада ас-Содика, что того спросили о 99-ти именах, и он ответил: «Они в Коране»».
Затем имам ас-Суюты перечислил имена Всевышнего в том порядке, в каком они идут в Священном Коране:
«И в суре «Аль-Фатиха» пять имен: Аллах, Ар-Робб (Господь), Ар-Рахман, Ар-Рахим (оба имени – Милостивый, о разнице их значений будет сказано в следующей части, иншааЛлах), Аль-Малик (Властелин).
В суре «Аль-Бакара»: Аль-Мухит (Охватывающий), Аль-Кадир (Всемогущий), Аль-ʼАлим (Всезнающий), Аль-Хаким (Мудрый), Аль-ʼАли (Высокий), Аль-ʼАзым (Великий), Ат-Тавваб (Принимающий покаяние), Ан-Насыр (Помогающий), Аль-Вали (Правитель), Аль-Васиʼ (Всеобъемлющий), Аль-Кафи (Достаточный), Ар-Рауф (Сострадательный), Аль-Бадиʼ (Великолепный), Аш-Шакир (Благодарный), Аль-Вахид (Единственный), Ас-Самиʼ (Слышаший), Аль-Кабид (Уменьшающий), Аль-Басыт (Увеличивающий), Аль-Хайй (Живой), Аль-Кайюм (Самодостаточный), Аль-Ганий (Бесконечно совершенный), Аль-Хамид (Славный), Аль-Гафур (Всепрощающий), Аль-Халим (Прощающий), Аль-Илях (Бог), Аль-Кариб (Близкий), Аль-Муджиб (Отвечающий на мольбы), Ан-Насыр (Помогающий), Аль-Кавий (Сильный), Аш-Шадид (Строгий), Ас-Сариʼ (Скорый), Аль-Хабир (Осведомленный).
В суре «Али Имран»: Аль-Ваххаб (Дарующий), Аль-Каим (Выполняющий), Ас-Содик (Правдивый), Аль-Баʼис (Воскрешающий), Аль-Мунʼим (Наделяющий благами), Аль-Мутафаддыль (Щедрый Даритель).
В суре «Ан-Ниса»: Ар-Ракыб (Следящий за всем), Аль-Хасиб (Принимающий отчет), Аш-Шахид (Свидетель), Аль-Мукыт (Наделяющий пропитанием), Аль-Вакиль (Покровитель), Аль-Кабир (Великий), Аль-ʼАфу (Прощающий грехи).
В суре «Аль-Анʼам»: Аль-Фатыр (Создатель), Аль-Кахир (Господствующий), Аль-Мугыс (Помогающий), Аль-Бурхан (Довод), Аль-Латыф (Милостивый), Аль-Кадир (Всемогущий).
В суре «Аль-Аʼраф»: Аль-Мухьи (Оживляющий), Аль-Мумит (Умерщвляющий).
В суре «Аль-Анфаль»: Ниʼмаль-Мауля (Прекрасный Господин), Ниʼман-Насыр (Прекрасный Покровитель).
В суре «Худ»: Аль-Хафиз (Оберегающий), Аль-Маджид (Славный), Аль-Вадуд (Любящий), Аль-Фаʼаль ли ма юрид (Совершающий всё, что пожелает).
В суре «Ар-Раʼд»: «Аль-Мутаʼали» (Высочайший).
В суре «Ибрахим»: Аль-Маннан (Делающий добро), Аль-Варис (Наследующий).
В суре «Аль-Хиджр»: Аль-Халляк (Творец).
В суре «Марьям»: Аль-Фард (Единственный).
В суре «ТаХа»: Аль-Гаффар (Прощающий).
В суре «Аль-Муъминун»: Аль-Карим (Щедрый).
В суре «Ан-Нур»: Аль-Хакк (Истина), Аль-Мубин (Явный), Ан-Нур (Свет).
В суре «Аль-Фуркан»: Аль-Хади (Наставляющий).
В суре «Саба»: Аль-Фаттах (Дарующий блага).
В суре «Аз-Зумар»: «Аль-ʼАллям» (Знающий).
В суре «Гафир»: Кабиль ат-Тауб (Принимающий покаяние), Зу-т-Тауль (Обладатель Могущества), Ар-Рафиʼ (Высокий).
В суре «Аз-Зарийят»: Ар-Раззак (Наделяющий пропитанием), Зуль-Кувва аль-Матин (Обладатель Силы, Непоколебимый).
В суре «Ат-Тур»: Аль-Барр (Благой).
В суре «Аль-Камар»: Аль-Малик (المليك) (Обладатель), Аль-Муктадир (Могущественный).
В суре «Ар-Рахман»: Зуль-Джаляли валь-Икрам (Обладатель Величия и Щедрости), Аль-Бакы (Вечный), Аль-Муʼин (Помогающий).
В суре «Аль-Хадид»: Аль-Авваль (Не имеющий начала), Аль-Ахыр (Не имеющий конца), Аз-Захир (Явный), Аль-Батын (Скрытый).
В суре «Аль-Хашр»: Аль-Куддус (Не имеющий недостатков), Ас-Салям (Безупречный), Аль-Муъмин (Верный), Аль-Мухаймин (Всезнающий), Аль-ʼАзиз (Победитель), Аль-Джаббар (Управляющий), Аль-Мутакаббир (Величественный), Аль-Халик (Творец), Аль-Бари (Создатель), Аль-Мусаввир (Придающий облик).
В суре «Аль-Бурудж»: Аль-Мубди (Начинающий), Аль-Муʼид (Возвращающий).
В суре «Аль-Фаджр»: «Аль-Ватр» (Единственный).
В суре «Аль-Ихляс»: Аль-Ахад (Единственный), Ас-Сомад (Вечный)».
Далее имам ас-Суюты, рахимахуллах, пишет:
«Итого количество имен превысило упомянутые [в хадисе] на восемь имен. И если исключить те, которые не пришли в Коране в форме имени, а это: Ас-Содик, Аль-Мутафаддыль, Аль-Маннан, Аль-Мунʼим, Аль-Мубди, Аль-Муʼид, Аль-Кабид, Аль-Басыт, Аль-Бурхан, Аль-Баʼис, Аль-Муʼин, Аль-Мумит, Аль-Бакы, – а также (исключить) те, в отношении которых ученые разошлись на предмет того, являются ли они именами в Коране, и это: Аль-Фард и Аль-Ватр, – то исключатся таким образом 15 имен, и останется 92.
И Хафиз Ибн Хаджар добавил семь имен для полноты списка, и это: Аль-Каххар, Аш-Шакур, Аль-Аʼля, Аль-Акрам, Аль-Галиб, Аль-Кафиль, Аль-Хафи».
Абу Яхья