Вопрос о том, есть ли жизнь после смерти, не является вопросом научного изучения, поскольку наука имеет дело лишь с классификацией и анализом данных, полученных из реального, чувственного опыта. Человечество занимается научными исследованиями в современном смысле этого слова лишь несколько столетий, однако с понятием жизни после смерти люди были знакомы с незапамятных времен.
Все пророки, которых Всевышний посылал к людям, также призывали их поклоняться лишь Единому Богу и верить в жизнь после смерти. Они уделяли очень много внимания этому вопросу, даже небольшое сомнение в реальности этой жизни считалось признаком отрицания Творца. Сам факт того, что люди во все времена и у всех народов верили в посмертную жизнь, говорит о том, что источником таких знаний было божественное откровение. Мы также знаем, что многие люди противились этой вере, однако пророки сумели убедить людей в ее истинности.
В связи с этим возникает следующий вопрос – что заставило этих людей поверить в истинности посмертной жизни, несмотря на насмешки и преследования своей общины? Ответ прост: они проанализировали этот вопрос своим умом и сердцем и пришли к осознанию того, что пророки говорили правду. Разве они пришли к этой истине через органы чувств и свой опыт? Нет, таким образом нельзя признать истинность этой веры. Они использовали рациональное, нравственное и эстетическое сознание, которое Всевышний дал каждому человеку, в дополнение к чувственному восприятию. Эти дополнительные факторы помогают человеку осознать те реалии, которые не могут быть проверены через органы чувств. Именно поэтому все пророки обращались к эстетическому, моральному и рациональному сознанию человека при обсуждении метафизических вопросов.
Например, когда идолопоклонники Мекки отказывались признать даже возможность жизни после смерти, Коран показывает слабость их позиции, выдвигая очень логичные и рациональные аргументы в ее поддержку:
«И приводит он [отрицающий воскрешение] нам (недействительные) примеры (а именно сравнивает Творца с сотворенным) и забыл (он) про свое творение [как сам был создан из капли семени]. Он говорит: «Кто оживит кости, которые истлели?»
Скажи (ему): «Оживит их Тот [Аллах], Кто создал их в первый раз (из ничего) (и поэтому Ему создать их второй раз будет еще легче), и Он о каждом творении знающ [знает все Свои творения], Который сделал вам из зеленого (и влажного) дерева огонь [Аллах создал из земли и воды дерево, который затем превратил в сухую древесину], и вот – вы от него [древесины] зажигаете (огонь)» (36, 78- 81).
В другом аяте Коран говорит очень ясно, что неверующие не имеют никаких оснований отрицать жизнь после смерти. Это лишь их предположения:
«И сказали они [эти многобожники] (не веря в День Суда): «Нет (другой жизни) кроме нашей жизни в этом мире; умираем мы и живём; и губит нас только время». И нет у них [у этих многобожников] об этом никакого знания, они ведь только предполагают [это – лишь их предположения]!
А когда читаются им [многобожникам] Наши знамения [аяты Корана] (будучи) ясными (в изложении) [имеющие очевидный смысл], то не бывает у них иного довода, кроме того, что они говорят (пророку Мухаммаду и верующим): «Приведите [оживите] наших (умерших) отцов [предков], если вы правдивы (в том, что говорите)!» (45, 24-25)
Всевышний воскресит тех, кто умер, но только тогда, когда Он пожелает это сделать. Придет день, когда вся Вселенная будет уничтожена, а мертвые воскреснут, чтобы предстать перед Богом. Этот день будет началом жизни, которая не будет иметь конца, и в той жизни каждый человек получит справедливое воздаяние за свои добрые и злые дела. Этот день и называется Судным днем. Коран утверждает, что будет жизнь после смерти, потому что нравственное сознание человечества требует этой веры.
Если нет жизни после смерти, любая вера в Бога становится бессмысленной. Кроме того, такая ситуация будет означать, что Бог несправедлив и равнодушен, потому что Он Сам создал человечество , а затем потерял интерес к Своему творению.
Поскольку Бог справедлив, то люди, совершившие преступления, должны быть наказаны. Все эти тираны , которые убили десятки невинных людей, творили в мире произвол и насилие, обращали в рабство людей по своим прихотям и другие страшные дела, должны быть привлечены к ответственности .
Так как жизнь человека так коротка, и мир не вечен, то истинная справедливость может быть установлена только в загробной жизни, которая не будет иметь ни одного из этих ограничений. Коран утверждает, что Судный день придет, и Аллах будет решать судьбу каждой души в соответствии с записями их деяний:
«И сказали те, которые стали неверными: «Не наступит для нас (тот) Час!» Скажи (им) (о, Посланник): «Нет! Клянусь Господом моим, Ведающим сокровенное, непременно и однозначно, придёт он [Час] к вам». Не утаится от Него (даже) вес пылинки [мельчайшее] в небесах и на земле, и меньшее чем это, и большее чем это, кроме как, (всё это уже записано) в (одной) ясной книге [на Хранимой Скрижали], чтобы Он воздал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния. Такие – для них прощение (их грехам) и щедрый удел [Рай].
А те, которые стремились (сделать нечто) по отношению к Нашим знамениям [аятам Корана], пытаясь ослабить их [желая отвратить людей от слов Аллаха], – таким (уготовано) наказание (самой) мучительнейшей карой». (34, 3-5)
День Воскресения будет проявлением справедливости и милости Творца. Он изольет Свою милость на тех, кто пострадал во время своей жизни ради Него, их ожидает вечное блаженство. Те же, кто злоупотреблял милостью Аллаха и не заботился о жизни грядущей, будут в наиболее плачевном состоянии. Показывая разницу между ними, Аллах говорит:
«Разве же тот, кому Мы дали прекрасное обещание (о том, что он за своё повиновение будет введён в Рай) и который встретит его [то, что ему было обещано], подобен [равен] тому, кого Мы наделили преходящими благами земной жизни, (и который) потом в День Воскресения будет в числе приведённых (к Аду)?» (28, 61)
Коран также утверждает, что это мирская жизнь является подготовкой к вечной жизни после смерти. Но те, кто отрицает ее, стали рабами своих страстей и желаний и высмеивают добродетельных и богобоязненных людей. Такие люди осознают свою глупость только в момент их смерти, тогда напрасно они будут просить о возвращении обратно к жизни, чтобы загладить свою вину. Их несчастное состояние на момент смерти, ужас Судного Дня, и вечное блаженство, обещанное искренне верующим, представлены очень четко и сильно в Коране:
«А когда придёт к одному из них [из тех многобожников] смерть, он скажет: «Господи, верни меня (обратно в этот мир): может быть, я сделаю благое в том, что оставил [может быть я уверую и стану покорным Тебе]». Так нет же! [Ему не будет дано то, что он просит]. Поистине же, это – слово, которое он говорит [нет пользы ему от этой речи], а за ними [за умершими] – преграда (которая ограждает их от возвращения в этот мир) до того дня, как они будут воскрешены [до Дня Суда].
И когда же дунут в трубу [когда наступит День Суда], то не будет в тот день родства между ними, и не будут они расспрашивать друг друга.
У кого же (при расчёте перед Аллахом) будут тяжелы весы (благими деяниями) – то такие (будут) обретшими счастье (в Вечной жизни) [войдут в Рай], а у кого (при расчёте перед Аллахом) будут легки весы (на благие дела и перевесят их неверие и многобожие), – такие (являются) теми, которые нанесли ущерб самим себе, в Геенне [в Аду] будут пребывать вечно.
Сжигает огонь их лица, и они в ней безликими (от того, что огонь спалит всю кожу их лиц)» (23, 99-104).
Вера в жизнь после смерти гарантирует успех в будущей жизни, а также делает этот мир местом мира и счастья, потому что люди становятся более ответственными и богобоязненными в своей деятельности.
Рассмотрим пример людей, которые жили на Аравийском полуострове до появления пророка Мухаммеда (мир ему и благословение). Они были большие любители азартных игр и вина, между ними не утихали племенные распри, они грабили и убивали друг друга. Поскольку у них не было никакого понятия загробной жизни, то почему бы не жить так, как они считают нужным ? Но как только они приняли веру в Единого Бога и загробную жизнь, они превратились в очень дисциплинированный народ. Они отказались от своих пороков, помогали друг другу и решали все вопросы на основе справедливости и равенства.
Отрицание жизни после смерти также имеет последствия в этом мире. Когда весь народ отрицает веру в загробную жизнь, все виды зла и несправедливости процветают, и общество находится на пути к окончательному уничтожению. Коран упоминает страшный конец таких доисламских народов как адиты, самудяне и фараон Древнего Египта:
«И самудяне [народ пророка Салиха], и ‘адиты [народ пророка Худа] считали ложью [не верили в] «Устрашающий (День)» [День Суда]. И самудяне были погублены запредельным (шумом). А ‘адиты были погублены ветром морозным, буйным. Он [Аллах] дал ему [ветру наказания] власть над ними на семь ночей и восемь дней последовательно [без перерыва], и ты видишь людей там поверженными, словно рухнувшие стволы сгнивших пальм. И видишь ли ты от них хоть что-либо оставшееся? И совершали Фараон, и те, кто (были) до него, и перевёрнутые [селения, где проповедовал пророк Лут] грехи. И ослушались они посланника Господа своего (который был послан к ним) [Фараон ослушался пророка Мусу, а перевёрнутые селения пророка Лута] и схватил Он [Аллах] их хваткой великой [наказал жестоким наказанием]» (69, 4-10).
Есть очень убедительные основания верить в жизнь после смерти:
Во-первых, все пророки Аллаха призвали свои общины поверить в это.
Второе: Всякий раз, когда общество строилось на основе этой веры, оно был самым идеальным и мирным обществом, свободным от социальных и моральных зол.
Третье: История свидетельствует, что всякий раз, когда эта вера была отвергалась, несмотря на неоднократное предупреждение пророков, этот народ был наказан Богом даже в этом мире.
Четвертое: Моральные, эстетические и рациональные способности человека одобряют возможность жизни после смерти.
Пятое: Качества Всевышнего как Справедливого и Милосердного Творца не имеют никакого смысла, если нет никакой жизни после смерти.