Вопрос:
Пророки, мир им, верили в Единственность Аллаха с самого начала или уверовали в это только после того, как им было дано Откровение? Какова позиция Ахлю-с-Сунна в этом вопросе?
Некоторые люди смотрят на слова Ибрахима, мир ему: «Это мой Господь», – и говорят, что он был неверующим, до того как Всевышний Аллах явил ему Свои знамения. Поэтому мы просим разъяснить эту тему.
Ответ:
Все пророки верили в Единого Аллаха с самого начала. До и после пророчества они были защищены от неверия (куфр), многобожия (ширк) и всего, что с этим как-то связано. И это убеждение Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а.
В «Шарх Фикх аль-Акбар» сказано: «Пророки были чисты от малых и больших грехов, неверия и всего дурного до и после пророчества». То же самое сказано в «Шарх аль-Акаид Насафи».
В «Акаид аль-Ислам» сказано: «Пророки были праведными людьми и чисты от малых и больших грехов. И это означает, что когда они начали получать Откровение, то были чисты от куфра, ширка и всех видов грехов, и не имеет значения, совершалось бы это намеренно или по забывчивости. Что касается куфра и ширка, то они были защищены от него до и после пророчества».
Мавляна Идрис Кандахляви сказал в «Ильм аль-Калям»: «Иман и Ислам настолько заполняли сердца пророков, что там не было абсолютно никакого места для неверия или обмана».
Из всего вышесказанного мы понимаем, что пророки были чисты от неверия и многобожия, как до пророчества, так и после него.
Что касается вопроса пророка Ибрахима, мир ему, то ученые по-разному его толкуют. Очевидно, что в этом утверждении не подразумевается буквальный смысл.
Часть ученых говорит, что под словами «это мой Господь» подразумевался вопрос «разве это мой Господь?»
Другие сказали, что так он издевался над убеждениями окружавших его людей, и в таком случае под его словами подразумевается: «Согласно вашим убеждениям, «это мой Господь»».
И это очень эффективный метод дискуссии – когда ты предполагаешь, что оппонент прав, а затем начинаешь доказывать абсурдность его убеждений. И поэтому пророк Ибрахим, мир ему, сказал: «Это мой Господь».
Абу Мухаммад Абдуль-Хакк Хаккани, рахимахуллах, сказал: «Ибрахим, мир ему, говорил: «Это мой Господь», – не потому что верил в это. Он говорил так, издеваясь над язычниками, ведь Всевышний сказал (смысл): «Мы наставили Ибрахима раньше». И это наставление от Аллаха делает невозможным то, что он якобы считал, будто солнце – это его божество».
Фатава Рахимийя
Муфтий Абдур-Рахим Ладжпури