Первый раздел
О качествах (сыфатах) Аллаха
(которые обязательно, допустимо и невозможно утверждать в отношении Всевышнего)
А затем: знай, что необходимо знать о двадцати обязательных качествах Аллаха.
Аллах Существующий, Безначальный, Вечный, абсолютно не подобный творениям,
Самодостаточный, Тот, Кто не нуждается ни в ком и ни в чем, Единый, Живой, Могущественный, Волеизъявляющий, Знающий обо всем.
Слышащий, Видящий, Говорящий. И у Него семь следующих качеств:
Могущество, Воля, Слух, Зрение, Жизнь, Знание, Речь.
И для Него допустимо по Милости и Справедливости как совершить что-либо допустимое, так и не совершить это.
Качества, обязательные в отношении Всевышнего Аллаха | Качества, невозможные в отношении Всевышнего Аллаха | Качества, допустимые в отношении Всевышнего Аллаха | |||
1 |
Сыфат нафсийя:
Существование |
1 |
Небытие |
1. Совершение возможного 2. Отказ от совершения возможного |
|
2 |
Сыфаты сальбийя:
Безначальность |
2 |
Созданность |
||
7 |
Сыфаты маани:
Могущество |
7 |
Неспособность |
||
14 |
Сыфаты маанавийя:
Аллах Могущественный, |
14 |
Он не Могущественный, |
(Сыфат нафсийя – качество сущности, и это Существование.
Сыфаты сальбийя – качества, связанные с отрицанием недостатков.
Сыфаты маани – смысловые качества, то есть те смыслы, которые мы утверждаем в отношении Аллаха.
Сыфаты маанавийя – качества, связанные со смыслом.)
И эти двадцать качеств выявляют совершенство Всевышнего Аллаха и отрицают в отношении Него недостатки. И неверие в одно из этих качеств делает недействительным вероубеждение.
Вместе с этими двадцатью качествами мы не отрицаем другие сыфаты Аллаха, упомянутые в Коране и Сунне, однако эти качества называются сыфатами действий, поскольку связаны с ними. Например, качество «Творец» связано с сотворенным, а качество «Дающий пропитание» связано с теми, кто получает пропитание. И, чтобы никто не решил, будто сотворенное предвечно или будто те, кто получает пропитание, предвечны, ученые говорят, что эти качества (сыфаты) действий раскрываются через связь Могущества Аллаха с творениями, то есть через совершение действия или не-совершение, как пожелает Аллах.
Но другие ученые выделили отдельный предвечный сыфат действий ат-Таквин (Сотворение). Здесь нет смыслового противоречия: все сунниты согласны, что Аллах и Его качества предвечны, а действия и творения – сотворены. Различие только в способе описания связи Предвечного с сотворенным, то есть это расхождение ученых – исключительно словесное. Подробно о сыфате ат-Таквин можно почитать на сайте «Даруль-Фикр».
«Вероубеждение для простых мусульман» шейха Ахмада аль-Марзуки с комментарием доктора Умара Абдуллаха Камиля
С арабского языка перевела Малика Умм Яхья.