Наше время пронизано ощущением Конца Истории – ощущением, что человеческая цивилизация находится на последнем издыхании. Апокалиптическая истерия нарастает: философы предсказывают духовное и нравственное разложение, политологи – будущие фашистские режимы по всему миру, а экономисты – глобальные экономические кризисы.
И все едины в том, что ощущение Конца витает в воздухе: страны, которые образовались в постколониальную эпоху, начали рассыпаться, как карточные домики, а те, что устояли, ослабли и готовы последовать за ними.
Поэтому ощущение близости Судного дня становится все острее, и эта тема начинает волновать широкие круги.
Для нас, как для верующих, конечность человеческой истории очевидна, это часть нашей акыды и нашего мировоззрения.
Всевышний Аллах сказал:
لَّيْسَ الْبِرَّ أَن تُوَلُّوا وُجُوهَكُمْ قِبَلَ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ وَلَـٰكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّـهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ
Смысл: «Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день» (Благородный Коран, 2:177).
Существует множество аятов, предостерегающих от мучительного наказания в Судный день, и нет в них никакого сомнения.
Но, поскольку сейчас по всему миру распространилась массовая американская культура и мусульмане активно смотрят различные фильмы на тему Конца Света, у многих из них представление о Судном дне и его знамениях сложилось на основе современных масс-медиа.
Мусульманам категорически нельзя смотреть фильмы, в которых западные режиссёры обыгрывают религиозные вопросы, зачастую издеваясь над этими темами. Если в их сознании религиозный сюжет может быть вопросом «эстетического переосмысления», то для нас это постулат акыды, который требует убежденности.
А еще в наше время много говорят о «скором приходе Махди» и подобных вещах, поэтому мы хотели бы начать цикл статей, в которых попытались бы в общем виде рассказать о знамениях Судного дня согласно Корану и Сунне в понимании суннитских ученых.
Вера в Судный День и богобоязненность
Один из важнейших аспектов нашего убеждения – это вера в Судный день.
Лишь эта вера может сделать человека истинно богобоязненным и нравственным, а никакие человеческие законы не могут, потому что они основаны на частичном, неполном понимании справедливости. Никто никогда с полной уверенностью не скажет во всех случаях, что кто-то осужден справедливо или помилован справедливо, потому что у людей нет знания того, что сердцах других людей, и поэтому истинная и абсолютная справедливость может быть только Божественной.
И всегда будет отличие между жизнью того, кто всем сердцем ощущает подотчётность своих действий неподкупной Божественной справедливости, и жизнью того, кто считает, что можно «обмануть систему».
Всевышний Аллах дает совет верующим, как лучше всего подготовиться ко встрече с Ним:
وَتَزَوَّدُوا فَإِنَّ خَيْرَ الزَّادِ التَّقْوَىٰ
Смысл: «Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность» (Благородный Коран, 2:197).
И поэтому имам аль-Газали во многих своих книгах пишет, что истинно умен тот, кто стремится собрать то, что может унести с собой вечность, а это только праведные деяния, совершенные с искренностью.
А люди, не верящие в Судный день, цепляются за эту жизнь и пытаются ее продлить, как только могут, и о них Всевышний Аллах сказал:
قَالُوا إِنْ هِيَ إِلَّا حَيَاتُنَا الدُّنْيَا وَمَا نَحْنُ بِمَبْعُوثِينَ
Смысл: «Они говорят: Есть только наша мирская жизнь, и мы не будем воскрешены» (Благородный Коран, 6:29).
Так они пытаются оправдать то, как усердно накапливают мирские блага, как грабят и уничтожают другие народы, лицемерно называя это «справедливостью».
Также Всевышний Аллах сказал об этих людях:
وَلَتَجِدَنَّهُمْ أَحْرَصَ النَّاسِ عَلَىٰ حَيَاةٍ وَمِنَ الَّذِينَ أَشْرَكُوا ۚ يَوَدُّ أَحَدُهُمْ لَوْ يُعَمَّرُ أَلْفَ سَنَةٍ وَمَا هُوَ بِمُزَحْزِحِهِ مِنَ الْعَذَابِ أَن يُعَمَّرَ ۗ وَاللَّـهُ بَصِيرٌ بِمَا يَعْمَلُونَ
Смысл: «Ты непременно убедишься, что они жаждут жизни больше всех людей, даже больше многобожников. Каждый из них желал бы прожить тысячу лет. Но даже долгая жизнь ничуть не отдалит их от мучений. Аллах видит то, что они совершают» (Благородный Коран, 2:96).
Это мы наблюдаем и в наше время, когда разные «мыслители» пытаются выставить веру в Судный день утешением для слабых и обездоленных, которые успокаивают себя надеждами, что притесняющие их будут наказаны в Следующей жизни. Но, на самом деле, их издевательство над верующими – это скрытый страх наказания за преступления и притеснения, которые они совершили.
И знамения Судного дня, явленные в этой жизни, указывают нам уже здесь, что Вечная жизнь реальна. Это ясное указание, но даже после него найдутся те, кто станет отрицать и не верить.
Абу Али аль-Ашари