Десятый малый признак
Сражение с тюрками
Муслим передает от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Судный День не наступит, пока мусульмане не сразятся с тюрками – народом, чьи лица похожи на кованые щиты, [народом,] который надевает меховую одежду и ходит в обуви на меху».
От Амра ибн Тальхаба [передается], что он слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «К признакам Судного дня относится сражение с плосколицым народом. И их лица будут похожи на кованые щиты» (Бухари).
«Этот Час не настанет, пока вы не сразитесь с тюрками (людьми) с маленькими глазами, красными лицами и плоскими носами, и их лица будут подобны кованым щитам. И этот Час не наступит, пока вы не сразитесь с людьми, которые (будут носить) обувь на меху» (Бухари).
Мусульмане впервые вступили в сражение с тюркскими народами в период правления Муавии, да будет доволен им Аллах.
Муавия ибн Худейдж передает, что он был рядом с Муавией ибн Абу Суфьяном, когда тот получил письмо, в котором сообщалось о сражении с тюрками и победе над ними: много тюрков было убито, и много трофеев было завоевано. Муавия сильно разгневался и велел написать в ответ: «Я понял, что ты написал, кого убил и какие трофеи завоевал. Я не разрешаю дальше сражаться с ними до моего приказа». И я спросил его: «Почему, о повелитель правоверных?» И он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине, тюрки возьмут вверх над арабами, которые встретят их там, где растет полынь и кайсума (قيصومة). И поэтому я не хочу сражаться с ними». И поэтому сподвижник часто говорили: «Оставьте тюрков так, как они их оставили» (Абу Дауд).
Ибн Хаджар аль-Аскаляни говорит:
«Между мусульманами и тюрками лежали разные земли, но в результате завоеваний, когда много тюрков попало в плен, правители стали соревноваться, в чьей армии больше тюрков, так что из них состояла большая часть армии аль-Мутасима. Затем тюрки постепенно захватили власть, убив его сына аль-Муваккиля, а затем и его детей, одного за одним.
Потом они стали захватывать неарабские земли и править ими, как род Сабктикинов, а затем род сельджуков, власть которых простерлась до Ирака, Шама и Анатолии. Оставшиеся их последователи находились в Шаме, и это род Занки и их сторонники, и это дом Аюба. И их стало больше тюрков, и они правили Египтом, Шамом и Хиджазом».
Но настоящим бедствием для мусульманского мира было нашествие монголов, которых в мусульманских книгах по истории называют «ат-татар».
Их нашествие началось в шестом веке по хиджре, и они разрушили и разграбили весь мусульманский восток. Они сожгли огромное количество бесценных рукописей, хранившихся в библиотеках Багдада, Дамаска и других крупных центров того периода.
Нашествие монголов пришлось на жизнь имама ан-Навави (631-672), который сказал о них: «Состоялось сражение с тюрками, подходившим под все описания, оставленные Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует): маленькие глаза, красные лица, сплющенные носы, плоские лица, которые были похожи на кованые щиты, [люди, носившие] обувь на меху. Все эти качества присущи им в наше время. Мусульмане сражались с ними много раз и продолжают сражаться».
Множество тюрков в итоге приняло Ислам, и они принесли много благ и побед мусульманам.
К их величайшим победам относится завоевание султаном Фатихом Константинополя, который в то время был столицей Византийской империи. И, благодаря дальнейшему правлению Османов, многие народы приняли Ислам.
И это подтверждает слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует): «Вы поймете [досл.: найдете], что лучшие люди – те, кто больше всех ненавидел это дело (то есть Ислам), пока не принял его. Поистине, люди подобны рудникам. Лучшие в джахилии – лучшие в Исламе» (Бухари).
Абу Али аль-Ашари