Девятнадцатый малый признак
Украшение мечетей и хвастовство этим
Имам Ахмад передает от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Судный день не наступит, пока люди не начнут хвастаться мечетями».
Имам аль-Бухари говорит: «Анас сказал: «Они будут хвастаться, но не будут оживлять их. Хвастовство означает их украшение»».
И Умар, да будет доволен им Аллах, запрещал украшать мечети, указывая на то, что это будет отвлекать молящихся.
Однако уже много веков мусульманские правители соревнуются в роскоши мечетей, думая, что совершают что-то похвальное. Но мечети оживляются не вложенными в них средствами, а поклонением, зикром и уроками в них. И в наше время многие богатые люди думают, что это хорошо, если они соревнуются в том, кто построит мечеть пошикарней, хотя Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обещал погибель общине, когда люди начнут соревноваться в роскоши своих мечетей.
«Когда вы украсите свои мечети и мусхафы Корана, тогда ждите погибель» (Джами Согыр).
Аль-Мунави сказал: «Украшение мечетей и мусхафов Корана порицаемо, потому что это отвлекает сердце и вредит сосредоточенности и размышлению об Аллахе. И шафииты убеждены, что запретно украшать золотом или серебром даже Каабу, а другие украшения – макрух».
К сожалению, наши мечети превращаются все больше в гробницы и музеи, а не в места поклонения и получения знаний. Возвести здание, на самом деле, – это самое простое, но насколько же сложно построить джамаат в этой мечети, обучать людей Исламу!
Также важно, чтобы в мечетях шла настоящая исламская учеба, преподавались книги по хадису и акыде, а не просто шли скучнейшие общие уроки, от которых самим лекторам хочется уснуть, что уж говорить про слушателей. Это одна из причин, по которой мечети пустуют в плане реального знания, – серые и бессодержательные «ваазы для галочки», когда проповедники притворяются, что проповедуют, а слушатели – что слушают и внемлют наставлениям.
Абу Али аль-Ашари