Сны – это аспект человеческой жизни, который интересует почти каждого. И, сколько существует человек, столько он пытается их толковать и искать в них смыслы.
Мы, иншаАллах, подробно расскажем о снах и их толкованиях, передаваемых от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
Самура ибн Джундуб, да будет доволен им Аллах, передает, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, регулярно спрашивал своих сподвижников, видел ли кто-нибудь сны. И поэтому, если кто-то из сподвижников видел сон, он сразу рассказывал его Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует («Сахих» Бухари).
Интерес Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ко снам объясняется тем, что сон верующего – это благая весть от Аллаха, а вещие сны – это свойство пророчества, поскольку это вид откровения.
Хафиз ибн Хаджар, рахимахуллах, указывает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, был лучшим толкователем снов (Фатх, 11/440).
Обычно Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, расспрашивал и толковал сны после утреннего (фаджр) намаза («Сахих» Бухари).
Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, говорит: «Каждый сподвижник, который видел сон, рассказывал его Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. И я также хотел увидеть сон, чтобы Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, разъяснил бы мне его» (Бухари.)
В другом риваяте передается, что до женитьбы Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, жил в мечети. И он хотел увидеть хороший сон и поэтому прочитал дуа: «О Аллах, если во мне есть что-то хорошее, то пошли мне хороший сон» («Сахих» Бухари).
Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передает, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, после утренней (фаджр) молитвы спрашивал, видел ли кто-нибудь сон. Также Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пророчество на мне закончилось, но вещие сны будут и после меня» (Абу Дауд).
Имам аль-Бухари, рахимахуллах, назвал одну из своих глав в «Сахих» Бухари «О толковании снов после утренней молитвы», указывая, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, постоянно так делал.
Поэтому аль-Айни и аль-Аскаляни указывают, что желательно рассказывать и толковать сны после утренней молитвы. Возможно, причина этого в том, что сон еще свеж в воспоминаниях и человек может помнить его детали.
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передает, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Сон будет раскрываться при первом толковании» («Сунан» Ибн Маджа).
Правдивый сон будет становиться понятным при первом его толковании. Поэтому человек должен быть осторожным в том, кому он сначала рассказывает свои сны.
Ибн Хаджар, да будет доволен им Аллах, также передает хадис в «Мусаннаф» Абдур-Раззака, что сон будет материализовываться согласно его толкованию («Фатх», 12/432).
Даххак аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, передает, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, читал следующее дуа перед толкованием сна:
خير تلقاه و شر توقاه و خير لنا و شر لأعدائنا و الحمد لله رب العالمين
Транскрипция:
«Хейрун талькаху ва шаррун таваккаху ва хейрун ляна ва шаррун ли‘адаина валь хамду лиЛляхи раббиль-‘алямин».
Перевод:
«Пусть ты будешь одарен благом и защищен от зла. Благо для нас, а зло – для наших врагов. И хвала Аллаху, Господу миров». (Ибн Сунни, № 772).
Абу Али аль-Ашари