Вопрос:
Мне говорили, что использование четок (тасбих) – это бида’а (дурное новшество), это правда?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Допускается использование четок (тасбиха), чтобы помочь себе в совершении зикра. Четки помогают при совершении зикра двумя способами: во-первых, они сами по себе служат напоминанием о зикре, поощряют человека к поминанию Аллаха. А также они помогают вести учет прочитанному зикру.
Использование камешков (или финиковых косточек, или иных предметов) для облегчения поминания Аллаха поддерживается множеством хадисов. Имамы Тирмизи и Абу Дауд передают в своих сборниках хадисов (со ссылкой на авторитет сподвижника Саада ибн Аби Ваккаса), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) видел женщину, которая читала тасбих с помощью камешков, и он не запретил ей этого и не осудил ее. Имамы ат-Тирмизи и Хафиз Ибн Хаджар аль-‘Аскалани оцениваются цепочку повествования как хасан (хорошую).
На основании этого хадиса ученые сделали вывод, помогать себе таким способом при совершении зикра допустимо.
Также известно, что многие сподвижники использовали подобные предметы для совершения зикра:
Аль-Касим ибн ‘Абдуррахман сказал: «У Абу ад-Дарда были косточки фиников, которые он носил в сумочке. Когда он совершал утреннюю молитву, он начинал поминать Аллаха, вытаскивая из сумки по одной косточке до тех пор, пока они не заканчивались». Хадис передал Ахмад в книге «Аз-зухд» с достоверным иснадом.
Абу Надра аль-Гифари сказал: «Один шейх из племени Туфава сказал мне: «Однажды я гостил у Абу Хурайры в Медине. Я не видел среди сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) человека, более усердного в поклонении Аллаху, и более гостеприимного, чем Абу Хурайра. Однажды, когда я был у него, я увидел его сидящим на кровати. У него была сумочка, в которой находились камешки или косточки, которыми он поминал Аллаха. Возле кровати сидела его чернокожая прислужница, и когда камешки в сумочке закончились, он отдал ее прислужнице и она, собрав их, положила обратно в сумочку и вернула Абу Хурайре». Хадис рассказали Абу Давуд, Насаи и Тирмизи. Последний назвал его хорошим
Ну’айм ибн аль-Мухаррар ибн Аби Хурайра передал, что у его деда Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) была нитка, на которой было две тысячи узелков, и что он не ложился спать, пока не совершит ею поминание. Это рассказал ‘Абдулла сын имама Ахмада в «Заваид аз-зухд», а также и Абу Ну’айм в «Аль-хилья».
Таким образом, если использовать четки (тасбих) для этой цели, это не будет бида’а (дурным новшеством). Тем не менее, у человека не должно быть убеждения, что они имеют внутреннюю добродетель или силу, или что тот, кто повторяет зикр с их помощью, лучше того, кто этого не делает.
Великие ученые Ислама, Джалаляддин ас-Суюты (ум. В 911 хиджры ) и Абдуль Хай аль-Лакнави (ум. в 1304 хиджры) написали специальные книги, в которых обосновали допустимость использования четок (тасбиха).
А Аллах знает лучше.
Источники: www.myrid.jimdo.com, http://jamiat.org.za/