Двадцать седьмой хадис
عن عمر بن الخطاب قال : نهى رسول الله — صلى الله عليه وسلم — أن يعزل عن الحرة إلا بإذنها . رواه ابن ماجه
От Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, передается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил [завершение полового акта] семяизвержением вне полового органа свободной женщины, кроме как по ее согласию». Хадис приводит Ибн Маджа.
Мулла Али аль-Кари говорит:
: لتعلق حقها إما بلذة الجماع وإما بحصول الولد والاستمتاع
«Потому что это связано с ее правом получения удовольствия от половой близости, получения детей и наслаждения».
Большинство факихов говорят, что «аль-азль» (прерванный половой акт) – это макрух, то есть нежелательное действие, без согласия жены или наличия какой-то объективной причины для этого.
Ибн Куддама говорит в «Аль-Мугни»:
فصل : والعزل مكروه ، ومعناه أن ينزع إذا قرب الإنزال ، فينزل خارجا من الفرج ، رويت كراهته عن عمر ، وعلي ، وابن عمر ، وابن مسعود . وروي ذلك عن أبي بكر الصديق أيضا ; لأن فيه تقليل النسل ، وقطع اللذة عن الموطوءة ، وقد حث النبي صلى الله عليه وسلم على تعاطي أسباب الولد ، فقال : { تناكحوا ، تناسلوا ، تكثروا }
««Аль-азль» – это макрух, и его смысл – «вынимать», когда приближается момент семяизвержения, и оно происходит вне полового органа женщины. О нежелательности этого передается от Умара, Али, Ибн Умара, Ибн Мас’уда. Также это передается от Абу Бакра ас-Сиддыка, потому что это приводит к уменьшению потомства и уменьшает удовольствие женщины. Вдобавок Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, призывал совершать то, что приводит к увеличению потомства: «Женитесь, размножайтесь и увеличивайте свое количество»».
Это основа, известная издревле, и поэтому дети в основе – право жены, которое мужу следует соблюдать, совершая то, что приводит к появлению ребенка.
Но более поздние факихи указывают на то, что в некоторых ситуациях муж имеет право на «аль-азль» и без согласия жены.
Автор «Ад-Дурр аль-Мухтар» говорит:
ويعزل عن الحرة ) وكذا المكاتبة نهر بحثا ( بإذنها ) لكن في الخانية أنه يباح في زماننا لفساده [ ص: 176 ] قال الكمال : فليعتبر عذرا مسقطا لإذنها
««Азль» разрешается со свободной женщиной по ее согласию. Также в «Аль-Хания» сказано: «Разрешается в наше время из-за его испорченности». Аль-Камаль сказал: «Это считается причиной, устраняющей необходимость ее согласия»».
Ибн Абидин, да помилует его Аллах, разъясняет эти слова:
) : وفي الفتاوى إن خاف من الولد السوء في الحرة يسعه العزل بغير رضاها لفساد الزمان ، فليعتبر مثله من الأعذار مسقطا لإذنها . ا هـ . فقد علم مما في الخانية أن منقول المذهب عدم الإباحة وأن هذا تقييد من مشايخ المذهب لتغير بعض الأحكام بتغير الزمان ، وأقره في الفتح وبه جزم القهستاني أيضا حيث قال : وهذا إذا لم يخف على الولد السوء لفساد الزمان وإلا فيجوز بلا إذنها . ا هـ . لكن قول الفتح فليعتبر مثله إلخ يحتمل أن يريد بالمثل ذلك العذر ، كقولهم : مثلك لا يبخل . ويحتمل أنه أراد إلحاق مثل هذا العذر به كأن يكون في سفر بعيد ، أو في دار الحرب فخاف على الولد ، أو كانت الزوجة سيئة الخلق ويريد فراقها فخاف أن تحبل
«[Слова аль-Камаля полностью:] В «Аль-Фатава»: «Если он боится вреда для свободной женщины от ребенка, то «аль-азль» разрешается и без ее согласия из-за испорченности времени. И это считается одной причин, устраняющих необходимость ее согласия». Отсюда становится известным, что из мазхаба передается отсутствие разрешения на это, а шейхи мазхаба ограничили это (то есть сказали, что в нынешнее испорченное время мужу не требуется на это разрешения жены) из-за изменения некоторых шариатских решений, так как настало другое время. И это подтверждено в «Аль-Фатх», и аль-Кахастани считает так же: «Это если он не боится вреда для ребенка из-за испорченности времени. В противном случае ему дозволено это без ее разрешения». А что касается слов из «Аль-Фатх» «следует брать в расчет подобное», то имеются в виду подобные причины, например, когда они в дальнем путешествии или в «дар аль-харб» и боятся за ребенка либо у женщины дурной нрав и муж хочет с ней развестись и боится, что она забеременеет».
Согласно этим словам Ибн Абидина, как мы видим, если муж боится какого-то вреда для ребенка в будущем из-за дурного окружения и подобных вещей, то согласие жены в этом вопросе не считается условием.
Конечно, такие вопросы не должны решаться единолично. Мужчина может использовать это просто как предлог, чтобы отказывать жене в совершении одной из причин рождения детей, но ему следует знать, что это будет создавать напряжение в семье и может плохо сказаться на их взаимоотношениях.
А в наше время люди часто женятся на вторых женах с намерением потом развестись, и один из признаков такого намерения – это нежелание иметь детей. И поэтому, если девушка собирается выходить замуж второй женой, ей следует заранее обсудить этот вопрос, чтобы не ждать сюрпризов.
Абу Али аль-Ашари