Двадцать восьмой хадис
عن ابن عباس قال إنما كانت المتعة في أول الإسلام كان الرجل يقدم البلدة ليس له بها معرفة فيتزوج المرأة بقدر ما يرى أنه يقيم فتحفظ له متاعه وتصلح له شيئه حتى إذا نزلت الآية إلا على أزواجهم أو ما ملكت أيمانهم قال ابن عباس فكل فرج سوى هذين فهو حرام
От Ибн Аббаса, да будет Аллах им доволен, передается: «Временный брак (аль-мутаа) был разрешен в начале Ислама. Когда мужчина приезжал в какую-то страну, которую он не знал, то он женился на женщине на срок, на который он планировал там оставаться, чтобы она следила за его вещами и помогала ему. Затем был ниспослан аят (смысл): «Только ваши жены и кем вы владеете» (Аль-Му’минун:6)». И Ибн Аббас сказал: «Все женщины, кроме эти двух, запретны». Хадис приводит ат-Тирмизи.
Этот хадис указывает нам, что временный брак в Исламе запрещен. Нас не будет интересовать дискуссия с шиитами в этом вопросе, и мы не станем разбирать все существующие доводы.
Для нас важно будет понять, что такое временный брак, и коснуться некоторых современных аспектов этого вопроса.
Ибн Кудама говорит в «Аль-Мугни»:
قال : ( ولا يجوز نكاح المتعة ) معنى نكاح المتعة أن يتزوج المرأة مدة ، مثل أن يقول : زوجتك ابنتي شهرا ، أو سنة ، أو إلى انقضاء الموسم ، أو قدوم الحاج . وشبهه ، سواء كانت المدة معلومة أو مجهولة . فهذا نكاح باطل
«Нельзя заключать брак аль-мутаа. Смысл брака-мутаа – это женитьба на девушке на определенный срок. Например, он говорит: «Я женюсь на тебе на 12 месяцев, или на год, или до конца хаджа, или до его начала – и тому подобное». Не имеет значения, известен срок или нет. Такой брак не действителен».
Иными словами, временный брак – это такая форма заключения брака, при которой обговаривается срок длительности брака, и это может быть как определенное время, например, год, так и неопределенное, например, после некоего события в будущем. Во всех этих формах этот брак не считается действительным.
Мусульмане Ахлю-с-Сунна не практикуют этот вид запретного брака, но в наши дни активно обсуждается другая тема – брак со скрытым намерением развестись.
Например, все внешние условия брака соблюдены, но мужчина в сердце имеет намерение развестись с этой женщиной через какое-то определенное время или после своего возвращения на родину. Считается ли такой брак действительным? Ведь в самом акте заключения брака срок не обговаривался.
Формально такой брак будет действительным, но суть такого намерения мужчины противоречит целям и смыслам брака. И мы не обладаем знанием, чтобы хорошо проанализировать слова факихов и вникнуть во все нюансы разногласий между ними, но слова автора «Аль-Бахр ар-Раик» нам показались очень глубокими и мудрыми:
قوله: وبطل نكاح المتعة والموقت: والتحقيق ما فى فتح القدير أن معنى المتعة عقد على امرأة لا يراد به مقاصد عقد النكاح من القرار والولد وتربيته بل اما الى مدة معينة ينتهى العقد بانتهائها أو غير معينة بمعنى بقاء العقد ما دام معها الى أن ينصرف عنها فيدخل فيه بمادة المتعة والنكاح المؤقت أيضا فيكون من أفراد المتعة
«Его слова «не действителен брак аль-мутаа и любой временный»: истина в этом вопросе заключается в том, что сказано в «Фатх аль-Кадир», – в том, что мутаа – это брак с женщиной, в котором человек не планирует исполнять цели и смыслы брака: проживать с женой, иметь детей и воспитывать их; брак заключается на какое-то время, после окончания которого завершится, либо на неопределенное время, например, брак продолжается, пока он с ней».
Абу Али аль-Ашари