Вопрос:
Пожалуйста, скажите, достоверен ли хадис о том, что не надо путешествовать морем.
Ответ:
Наш господин Абдуллах ибн Амр (да будет Аллах доволен ими обоими) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Никто, кроме того, кто едет в хадж, умру или выходит на путь Всевышнего Аллаха, не должен путешествовать морем, ведь, воистину, под океаном есть огонь и под огнем есть океан».
(«Сунан» Абу Дауда, хадис № 2481; «Сунан аль-Кубра» имама Байхакы, т. 4, с. 334)
Многие мухаддисы сочли вышеприведенный хадис слабым. Среди них – имам Бухари, имам Ахмад, имам Абу Дауд, алляма Ибн Абдуль-Барр и алляма Хаттаби (да будет доволен ими Аллах).
(См. «Тарих аль-Кабир», т. 2, с. 104; «Ат-Тамхид», т. 10, с. 167; «Аль-Бадр аль-Мунир», т. 6, с. 30; и «Талхыс аль-Хабир», т. 2, с. 485)
Имам Баззар (да будет доволен им Аллах) записал этот хадис от нашего господина Абдуллаха ибн Умара (да будет доволен Аллах ими обоими). Этот риваят также сочли слабым.
(См. «Талхыс аль-Хабир» (т. 2, с. 485) и «Маджма’ аз-Заваид» (т. 5, с. 282))
Примечание № 1:
Хотя хадис и слабый, наш господин Умар (да будет доволен им Аллах) не давал людям путешествовать по морю без нужды. Так же считал и Муджахид (да будет доволен им Аллах).
(См. «Фатх аль-Бари», хадис № 2894/2895; «Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы, хадис № 19755; «Итхаф ас-садах аль-муттакын», т. 5, с. 513)
Примечание № 2:
Некоторые оправдывают участие в морских круизах тем, что вышеприведенный хадис считается слабым и поэтому, мол, нам разрешено путешествовать морем не только в хадж, умру или на пути Аллаха, но и, например, для отдыха. Это неправильная точка зрения, поскольку ученые не одобряли морские круизы, так как на борту корабля происходит много всего дурного. Зло есть зло, и неважно, на суше или в море. Попросите фетву у местного муфтия насчет путешествий по морю.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Проверил мавляна Мухаммад Абасумер.
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
hadithanswers.com