Все мусульмане знают и признают, что самая достоверная книга после Книги Всевышнего Аллаха – это «Сахих» аль-Бухари. И истинного суннита, который не уважал бы эту книгу и не чувствовал пред ней трепет.
Одна из отличительных черт этой книги – ее крайняя сложность, обусловленная особым языком полунамеков, который имам аль-Бухари, рахимахумаллах, использует. И, если не понимать, на что намекает имам, будет очень сложно понять, о чем идет речь.
В этой небольшой заметке мы попробуем разобраться с одним из заголовков в его «Сахихе». Речь пойдет о самой первой главе в «китаб аль-хайд» (разделе о менструации).
باب كيف كان بدء الحيض وقول النبي صلى الله عليه وسلم هذا شيء كتبه الله على بنات آدم وقال بعضهم كان أول ما أرسل الحيض على بني إسرائيل قال أبو عبد الله وحديث النبي صلى الله عليه وسلم أكثر
Глава о том, как начался хайд, и слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) «это вещь, предписанная Аллахом дочерям Адама», и слова некоторых из них, что первый хайд наступил у женщин бану Исраиль. И Абдуллах сказал: «Хадис Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) обширнее».
В столь длинном названии главы имам аль-Бухари, рахимахуллах, представил два мнения о том, когда начался хайд у женщин.
Первое мнение – что менструация началась у Хавы, мир ей, и после нее – у всех остальных женщин.
Второе мнение заключается в том, что Всевышний Аллах наказал так женщин бану Исраиль, а после них менструация перешла ко всем женщинам.
Имам аль-Бухари, рахимауллах, склоняется к первому мнению, и это мнение подтверждается хадисом, следующим за вышеуказанным заголовком:
حدثنا علي بن عبد الله قال حدثنا سفيان قال سمعت عبد الرحمن بن القاسم قال سمعت القاسم بن محمد يقول سمعت عائشة تقول خرجنا لا نرى إلا الحج فلما كنا بسرف حضت فدخل علي رسول الله صلى الله عليه وسلم وأنا أبكي قال ما لك أنفست قلت نعم قال إن هذا أمر كتبه الله على بنات آدم فاقضي ما يقضي الحاج غير أن لا تطوفي بالبيت قالت وضحى رسول الله صلى الله عليه وسلم عن نسائه بالبقر
Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывает: «Мы вышли в хадж, и, когда мы были у местности Сарф, у меня начались месячные, и, когда ко мне зашел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), я плакала. И он спросил меня: «Что с тобой? У тебя начались месячные?» Я сказала: «Да». И он сказал мне: «Это вещь, предписанная Аллахом дочерям Адама. Совершай хадж, как все, кроме тавафа»». И она сказала: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) зарезал за своих жен корову».
Из этого хадиса имам аль-Бухари, рахимахуллах, выводит, что менструация наступала у всех дочерей Адама, мир ему, и она началась у женщин и до бану Исраиль.
Что касается второго мнения, то Ибн Хаджар в «Аль-Фатх» приводит хадис, на который опираются сторонники этого мнения:
قال كان الرجال والنساء في بني إسرائيل يصلون جميعا ، فكانت المرأة تتشرف للرجل ، فألقى الله عليهن الحيض ومنعهن المساجد
«Мужчины и женщины совершали молитву вместе. И женщины украшались для мужчин. И Всевышний Аллах послал им хайд и запретил посещать мечеть».
Сторонники же первого мнения говорят, что менструация стала тяжелее для них и она стала занимать намного дольше времени, но сама менструация была и раньше.
Это подтверждается хадисом от аль-Хакима:
عن ابن عباس » أن ابتداء الحيض كان على حواء بعد أن أهبطت من الجنة
«От Ибн Аббаса: «Менструация началась у Хавы, мир ей, после изгнания из Рая»».
Абу Али аль-Ашари