Вопрос:
Восемь лет назад я переехал в новый дом, тогда же я проверил направление на кыблу и молился в том направлении. Однако, недавно я проверил (по другому источнику) направление на кыблу, и оказалось, что настоящее направление отличается от того, в котором молился я, примерно на 28 градусов. Каково решение о моих молитвах в течение восьми лет – будут ли они приняты, если я молился не совсем в правильном направлении?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Когда человек находится непосредственно перед Каабой и может ее видеть, его кыблой является сама Кааба.
Когда человек находится на каком-то расстоянии от Каабы, так что ее видеть не может, его кыблой будет направление на Каабу.
Человек должен стараться приложить все усилия, чтобы найти как можно более правильное направление на Каабу. Однако, если выбранное им направление будет отклоняться от реального на 45 градусов, его молитвы будут действительны.
Таким образом, совершенные вами за прошедшие восемь лет молитвы будут действительны.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Фараз Адам аль-Махмуди
www.darulfiqh.com
____________________
[1] بَلْ الْمَفْهُومُ مِمَّا قَدَّمْنَاهُ عَنْ الْمِعْرَاجِ وَالدُّرَرِ مِنْ التَّقْيِيدِ بِحُصُولِ زَاوِيَتَيْنِ قَائِمَتَيْنِ عِنْدَ انْتِقَالِ الْمُسْتَقْبِلِ لِعَيْنِ الْكَعْبَةِ يَمِينًا أَوْ يَسَارًا أَنَّهُ لَا يَصِحُّ لَوْ كَانَتْ إحْدَاهُمَا حَادَّةً وَالْأُخْرَى مُنْفَرِجَةً بِهَذِهِ الصُّورَةِ: وَالْحَاصِلُ أَنَّ الْمُرَادَ بِالتَّيَامُنِ وَالتَّيَاسُرِ الِانْتِقَالُ عَنْ عَيْنِ الْكَعْبَةِ إلَى جِهَةِ الْيَمِينِ أَوْ الْيَسَارِ لَا الِانْحِرَافُ، لَكِنْ وَقَعَ فِي كَلَامِهِمْ مَا يَدُلُّ عَلَى أَنَّ الِانْحِرَافَ لَا يَضُرُّ؛ فَفِي الْقُهُسْتَانِيِّ: وَلَا بَأْسَ بِالِانْحِرَافِ انْحِرَافًا لَا تَزُولُ بِهِ الْمُقَابَلَةُ بِالْكُلِّيَّةِ، بِأَنْ يَبْقَى شَيْءٌ مِنْ سَطْحِ الْوَجْهِ مُسَامِتًا لِلْكَعْبَةِ. اهـ. (حاشية ابن عابدين ج 1 ص 429 السعيد)
وَتُعْتَبَرُ الْجِهَةُ دُونَ الْعَيْنِ.
كَذَا ذَكَرَ الْكَرْخِيُّ وَالرَّازِي، وَهُوَ قَوْلُ عَامَّةِ مَشَايِخِنَا بِمَا وَرَاءَ النَّهْرِ (بدائع الصنائع ج 1 ص 118 دار الكتب)
أحسن الفتاوى ج 2 ص 313 السعي