Вопрос:
Есть ли в шариате основания для совершения коллективного дуа после обязательного (фард) намаза? Некоторые люди считают это бида’а (вредным новшеством).
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Хотя практика совершения коллективного дуа именно после намаза не пришла к нам из хадисов, однако, известно, что время после намаза – это хорошее время для обращения ко Всевышнему, когда принимаются дуа. Также во многих хадисах подтверждается желательность коллективного совершения дуа. А поскольку во время совместной молитвы такая община (джамаат) образуется как бы автоматически, так что нет никаких оснований считать такую практику вредным новшеством (бида’а). В отличие от дуа после суннат или нафиль-намазов, которые совершаются индивидуально.
Единственно, такой способ совершения дуа нельзя рассматривать как обязательный и считать это лучшим способом совершения дуа (чем индивидуальное обращение ко Всевышнему). Лучше всего будет чередовать практику коллективных и индивидуальных дуа, чтобы у людей не сложилось впечатление, что это обязательное действие.
Также такие дуа не стоит произносить слишком громко, поскольку это может помешать молитве тех, кто не успел на коллективный намаз и начал совершать молитву позже остальных. Поэтому лучше произносить дуа вполголоса.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Источники:
Фатава Даруль Улюм Деобанд, том 2, с. 242,
Фатава Даруль Улюм Закария, т. 1, с. 185-191, т.4, 707-714,
Анафайсуль Маргуба фи Хукми дуа ба’даль Мактуба, с. 65.
http://jamiat.org.za/