Вопрос:
Можно ли брать плату за обучение Корану?
Ответ:
Да. В книге «Нисаб аль-ихтисаб» говорится: «В «Аз-Захира» упомянуто, что не разрешается нанимать преподавателя для обучения Корану, поскольку это занятие относится к поклонению и должно выполняться ради довольства Всевышнего, и не обязательно выплачивать ему (установленную сумму)».
Однако в наше время дается фетва, что выплачивать обязательно, и разрешается нанимать преподавателя, из-за того что люди стали склонны к мирскому и заработная плата преподавателям больше не выплачивается из казны, а богатые люди редко проявляют похвальные качества. А в прежние времена наши ученые давали фетву о крайней нежелательности этого (обучения Корану за плату), поскольку мусульмане больше стремились к довольству Аллаха.
Вопрос:
Разрешено ли читать Коран на маджлисах и возле могил ради мирских целей?
Ответ:
Это нежелательно. Так сказано в «Хизана ар-риваят» со ссылкой на «Муфид аль-мустафид».
Вопрос:
Можно ли читать суры Корана не по порядку? Например, прочитать одну суру, а затем ту, что идет до нее?
Ответ:
Это нежелательно. Абдуллаха (Ибн Масʼуда) спросили об этом, и он ответил: «Это нарушение порядка». То же самое сказано в «Аль-Биная».
Вопрос:
Какой хукм у распространенной практики чтения первых пяти аятов суры «Аль-Бакара» после чтения двух последних сур Корана при совершении хатма Корана (прочтения его полностью)?
Ответ:
Это желательно (мустахаб). В «Фатава Кодихан» говорится: «Человек прочитал в первом ракаате намаза две последние суры Корана («аль-муаввизатейн»), далее часть ученых сказала, что ему следует во втором ракаате прочитать суру «Аль-Фатиха» и что-то из суры «Аль-Бакара», чтобы, дочитав Коран, начать с начала. Другие же ученые сказали, что ему следует повторить суру «Ан-Нас» во втором ракаате».
В «Хизана ар-риваят» со ссылкой на «Аз-Захира» и «Фатава Самарканд» сказано: «Если человек закончил чтение Корана в первом ракаате, прочитав «аль-муаввизатейн», он идет в рукуʼ, а затем, встав на второй ракаат, читает суру «Аль-Фатиха» и что-то из суры «Аль-Бакара», поскольку Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Лучший из людей тот, кто заканчивает и начинает» – то есть дочитывая Коран до конца, начинает с начала».
Вопрос:
Желательно ли читать суру «Аль-Ихляс» три раза подряд при совершении хатма Корана?
Ответ:
Часть шейхов не считает это желательным, в то время как ученые Ирака сказали, что это желательно, кроме случая, когда человек заканчивает писать Коран. То же самое сказано в «Аль-Фатава аль-хиндия».
Вопрос:
Человек услышал, как неверующий прочитал аят, требующий совершения саджда ат-тилява (земной поклон, обязательный после некоторых аятов Корана). Обязан ли он совершать саджда?
Ответ:
Обязан. Причина совершения саджда ат-тилява для прочитавшего Коран — прочтение соответсвующего аята, а для слушающего — факт того, что он услышал его. После этого саджда становится обязательным (ваджиб). Поэтому обязательно совершить саджда услышавшему такой аят от несовершеннолетнего, сумасшедшего, женщины в период менструации или послеродового очищения, но для несовершеннолетнего и сумасшедшего, прочитавшего его, совершать саджда не обязательно. То же сказано в «Табьин аль-хакаик».
Вопрос:
Человек прочитал во сне аят, требующий совершения саджда ат-тилява, и ему затем сообщили об этом. Обязательно ли ему совершить саджда?
Ответ:
По мнению имама ас-Сарахси, не обязательно. Однако есть мнения ученых о том, что это обязательно. И это один из двадцати пяти вопросов, в которых проводится аналогия между спящим и бодрствующим, упомянутых в книге «Аль-Ашбах ва ан-назаир». Имам аль-Хамави пишет в книге «Гамаз ʼуюн аль-басаир»: «Я говорю: «Верное мнение – что это обязательно, поскольку оно безопаснее, а это довод в вопросах поклонения. И оно приводится в «Фатава ат-татархания»»». И в «Фатава аль-хиндия» со ссылкой на «Ан-Нисаб» сказано, что это более верное мнение.
Вопрос:
Человек услышал соответствующий аят от спящего. Обязательно ли ему совершать саджда?
Ответ:
Да, согласно наиболее сильному мнению. Так сказано в «Аль-Мудмарат» («Джамиʼ аль-мудмарат валь-мушкилят»).
Вопрос:
Если прочитал такой аят, будучи верхом (или сидя в транспорте), действителен ли саджда ат-тилява, выполненный сидя?
Ответ:
Согласно кыясу (аналогии), не действительна, поскольку саджда — ваджиб, а ваджиб не совершается сидя без уважительной причины. Однако ученые отошли от кыяса (истихсан) и решили, что саджда сидя действительна, поскольку чтение Корана вне намаза — действие желательное и в требовании совершать саджда в такой ситуации стоя содержалось бы затруднение для читающего. Но это только в случае, если человек читает аят, будучи верхом. Если же человек прочитал аят, сидя на земле, он не может совершить саджда сидя или верхом, поскольку то, что стало обязательно в полном виде (совершение саджда из вертикального положения) не разрешается выполнить неполноценно (саджда из положения сидя). То же самое сказано в «Бахр ар-раик».
Вопрос:
Женщина прочитала такой аят, будучи в состоянии менструации. Обязателен ли для нее саджда?
Ответ:
Не обязателен. С нее снята обязанность выполнения фардов, чтобы она могла избежать затруднений. Тем более, с нее снято выполнения ваджиба, поскольку степень его обязательности ниже. Так сказано в «Фатава аль-хиндия».
Перевод с арабского языка.