Вопрос:
Говорил ли Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, о том, что немусульманам нельзя входить в две Запретные мечети? Почему это не разрешается немусульманам?
Ответ:
Исламские факихи разошлись в этом вопросе.
За основу в решении здесь взяты слова Всевышнего Аллаха:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّمَا الْمُشْرِكُونَ نَجَسٌ فَلَا يَقْرَبُوا الْمَسْجِدَ الْحَرَامَ بَعْدَ عَامِهِمْ هَـٰذَا ۚ وَإِنْ خِفْتُمْ عَيْلَةً فَسَوْفَ يُغْنِيكُمُ اللَّـهُ مِن فَضْلِهِ إِن شَاءَ ۚ إِنَّ اللَّـهَ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
Смысл: «О те, которые уверовали! Воистину, многобожники являются нечистыми. И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством из Своей милости, если пожелает. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (Благородный Коран, 9:28).
Имам Малик и имам Шафии, да будет Аллах доволен ими обоими, сочли, что этот аят касается запрета для немусульман на вход на территорию Харама.
Согласно же ханафитскому мазхабу, немусульманам запрещено входить на территорию Харам с намерением совершить хадж или умру. Если же их цель состоит в чем-то другом, то им разрешается заходить на территорию Мекки и Медины.
Автор «Аль-Бадаи» (5/128) говорит:
و{فَلا يَقْرَبُوا الْمَسْجِدَ الْحَرَامَ بَعْدَ عَامِهِمْ هَذَا} [التوبة: 28] نَهْيٌ عَنْ دُخُولِ مَكَّةَ لِلْحَجِّ لَا عَنْ دُخُولِ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ نَفْسِهِ
««И пусть они после этого их года не приближаются к Заповедной мечети». Это запрет на вхождение в Мекку для совершения хаджа, но не запрет на само вхождение в запретную мечеть».
Автор «Табиин аль-Хакаик» (6\30) говорит:
وَالْمُرَادُ بِالْمَنْعِ الْمَذْكُورِ فِي الْآيَةِ عَنْ قُرْبَانِهِمْ الْمَسْجِدَ الْحَرَامَ مَنْعُهُمْ عَنْ الطَّوَافِ؛ لِأَنَّهُمْ كَانُوا يَطُوفُونَ بِالْبَيْتِ عُرَاةً عَلَى مَا ذَكَرَهُ أَهْلُ التَّفْسِيرِ، وَكَانَ الْحُكْمُ لَهُمْ فَيَفْعَلُونَ مَا أَرَادُوا، وَلَمَّا أَعْلَى اللَّهُ تَعَالَى كَلِمَتَهُ وَنَصَرَ دِينَهُ، وَفَتَحَ عَلَى الْمُسْلِمِينَ بَعْدَ الْفَتْحِ نُهُوا عَنْ ذَلِكَ، وَمُنِعُوا مِنْ دُخُولِهِ لِقَصْدِ الطَّوَافِ بِالْكُلِّيَّةِ.
«Смысл запрета на приближение к запретной мечети, упомянутого в аяте, заключается в том, что им запрещено совершать таваф, потому что они совершали таваф голыми, как говорят муфассиры. И, когда Мекка принадлежала им, они делали, что хотели, но, когда Аллах возвысил Свое слово и дал победу Своей религии, после победы мусульман им запретили это делать и запретили заходить [на эту территорию] для совершения тавафа».
Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи.