Вопрос:
Я продаю через Интернет женскую одежду и косметику: не вся моя одежда соответствует требованиям шариата к женской одежде. Будет ли мне дозволенным заниматься этим бизнесом, учитывая тот момент, что большинство моих покупательниц – немусульманки или несоблюдающие мусульманки, которые надевают эту одежду и пользуются косметикой перед посторонними мужчинами?
Ответ:
Фукаха (правоведы) согласны в том, что если какая-то вещь может использоваться как дозволенным, так и запретным образом, но сама по себе дозволена, ее можно продавать, а ответственность за ее использование ложится на покупателя. К примеру, виноград можно использовать для изготовления еды или вина. Продавать его дозволено, если же покупатель будет изготавливать из него вино, это будет грех покупателя, а не продавца (Ас-Сарахси, «Мабсут», т. 6, с. 24):
لا بأس ببيع العصير، والعنب ممن يتخذه خمرا، وهو قول إبراهيم — رحمه الله -؛ لأنه لا فساد في قصد البائع، فإن قصده التجارة بالتصرف فيما هو حلال لاكتساب الربح، وإنما المحرم قصد المشتري اتخاذ الخمر منه، وهو كبيع الجارية ممن لا يستبرئها، أو يأتيها في غير المأتى، وكبيع الغلام ممن يصنع به ما لا يحل
Такое же правило действует в отношении ваших товаров. Одежда (даже не соответствующая требованиям шариата) сама по себе дозволенная вещь; поскольку ее можно использовать перед мужем или махрамами. Если ваши покупательницы станут использовать такую одежду для недозволенных целей – чтобы привлечь внимание посторонних мужчин, ответственность за этот грешный поступок ляжет на них, а не на вас.
То же самое с косметикой – если сами по себе косметические средства не содержат в себе запретных вещей (свиного жира либо спирта, который изготовлен из фиников или винограда – поскольку синтетический спирт дозволен для косметических целей), то продавать их дозволено, поскольку с их помощью женщина может украшать себя для мужа.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед