Вопрос:
Среди простых мусульман в нашей местности существует мнение, что если родители при жизни не совершали намаз, то их дети могут возместить пропущенные ими молитвы после их смерти, поэтому они совершают намазы за своих умерших родителей. Соответствует ли это шариату?
Известно, что если человек собирался совершить хадж, но не успел это сделать и умер, его дети могут совершить хадж вместо него. Но если человек не молился при жизни, разве могут его дети восполнить пропущенные им намазы вместо него?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Не допускается совершение намаза вместо другого человека (живого или умершего). Такое восполнение чужих молитв не будет действительным, поскольку молитва – это физическое индивидуальное поклонение, которое возложено на каждого человека. Физические обязанности нельзя передать другому человеку, поскольку каждый человек своим собственным телом и органами должен совершать их сам.
Абдулла ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передает:
لاَ يَصُومُ أَحَدٌ عَنْ أَحَدٍ، وَلاَ يُصَلِّي أَحَدٌ عَنْ أَحَدٍ
«Никто не может совершать намаз вместо другого человека, и никто не должен поститься за другого человека» (Муватта имама Малика, хадис 1069).
Что касается хаджа, относительно него будет другое правило (хукм), поскольку это поклонение включает в себя не только физические действия, но и финансовую сторону (как расходы на совершение хаджа). А правоведы (факихи) считают, что формы поклонения, имеющие имущественную сторону, такие как закят или садака, можно передать другому, чтобы другой человек совершил это от вашего имени (Аль-Маусу’а аль-Кувейтийя, том 2, с. 355).
العبادات المالية المحضة كالزكاة والصدقات والكفارات تجوز فيها النيابة، سواء كان من هي عليه قادرا على الأداء بنفسه أم لا؛ لأن الواجب فيها إخراج المال، وهو يحصل بفعل النائب
Исходя из этого, что хадж – это поклонение не только телом, но и имуществом, считается дозволенным совершать хадж от имени другого человека (который поручил кому-то совершить его или который наследники совершают за умершего человека).
Существует хадис, в котором сообщается, что к Пророку (мир ему и благословение) пришла женщина из племени Хат’ам и спросила у него:
يا رسول الله، إن فريضة الله على عباده أدركت أبي شيخا كبيرا، لا يستطيع أن يستوي على الراحلة، فهل يقضي أن أحج عنه؟
«О, Посланник Аллаха, хадж является обязательным для моего отца, но он уже так стар, что не может ни ходить, ни даже совершить его сидя, могу ли я совершить хадж вместо него?» И Пророк (мир ему и благословение) ответил утвердительно (Сахих Бухари, хадис 4399, передал Ибн Аббас).
Этот хадис указывает на допустимость совершения обязательного хаджа вместо другого человека при следующих условиях:
1) Человек не имеет физических возможностей для его совершения самостоятельно (преклонный возраст или болезнь).
2) Человек умирает и оставляет завещание, где он указывает, что наследники должны совершить хадж вместо него. Если он не оставляет завещание, но его наследники совершают хадж вместо него или поручают это сделать кому-то еще, то это также допускается.
Примечание: Все вышеизложенное касается обязательного поклонения – не допускается совершать обязательный намаз за другого человека или держать пост. Но можно совершать желательные действия – нафиль-намазы, желательные посты, читать Коран, зикр — и отдавать вознаграждения за них умершим, это дозволено.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Сухайл Тармахомед