Вопрос:
Можно ли ханафиту совершать намаз аср согласно мнению шафиитов, если он живет в местности, где шафиитов – большинство?
Ответ:
Али Ашраф Санви, рахимахуллах, пишет в «Имдад аль-фатава», что основа в ханафитском мазхабе – это следовать мнению имама Абу Ханифы, да будет Аллах им доволен, а его мнение заключалось в том, что время асра начинается, когда тень вещи становится больше самого предмета в два раза, то есть позже, чем по мнению двух его учеников Абу Юсуфа и Мухаммада и по мнению шафиитов, утверждавших, что аср начинается с момента, когда тень предмета становится больше самого предмета.
Это мнение Абу Ханифы – основное в мазхабе, и мы видим, что в местностях, где сильны ханафитские корни, таких как Пакистан, Турция, Средняя Азия и Поволжье, практикуется это мнение имама Азама, да будет доволен им Аллах.
Но далее Ашраф Али Санви говорит, что если человек будет следовать мнению Абу Юсуфа и Мухаммада, то его нельзя считать грешником и для него не будет обязательно перечитывать аср, когда наступит время по мнению Абу Ханифы, но лучше перечитать.
Муфтий Рашид Ахмад, автор «Ахсан аль-фатава», высказывает такое же мнение, но, по его мнению, в Харамейн лучше следовать мнению учеников Абу Ханифы, чтобы совершать джамаат вместе со всеми.
Поэтому ответ на вопрос звучит так: да, ханафиту допустимо совершать аср в местности, где шафиитов – большинство, согласно мнению двух учеников имама Абу Ханифы.
Крупные алимы Деобанда считали, что допустимо практиковать это мнение также во время путешествий.
Проверено и одобрено муфтием Ибрахимом Десаи.