Нравственные основы торговли (1)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прекрасно объяснил правила торговли:
«О, торговцы! Несомненно, шайтан и грех замешаны в торговле. Очищайте свою торговлю посредством садака, которая будет искуплением за те клятвы и ненужные слова, которые вы произнесли. В Судный день торговцы будут воскрешены грешниками, за исключением тех, кто боялся Аллаха, пребывал в праведности и правдивости…» (Тирмизи, Буйю, 4).
«Клятвенные заверения в ходе торговли, хотя и могут увеличивать объем прибыли, но уменьшают благословенность этих денег» (Бухари, Буйю, 26).
Торговцу, который не осведомлен о реальной цене своего товара, следует сообщить о ней. Использование ради своей выгоды незнание, неопытность или доверчивость продавца является обманом. Те из мусульман, в сердцах которых присутствует страх перед Аллахом и стремление заслужить Его довольство, будут проявлять щепетильность и деликатность в этих вопросах.
Имам А’зам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) спросил у женщины, которая пришла продать ему шелковый кафтан, о его цене. Она ответила:
― Сто дирхемов, о, имам!
Он возразил:
― Нет, он стоит намного дороже…
От удивления женщина подняла цену на сто дирхемов. Имам А’зам снова отказался покупать по такой цене. Женщина добавила еще сто дирхемов, затем еще сто дирхемов… Но когда Имам А’зам возразил снова:
― Нет, он стоит дороже четырехсот дирхемов, – женщина не смогла удержаться, чтобы не сказать:
― О, имам! Может, вы перестанете смеяться надо мной?!
Тогда имам велел позвать компетентного человека, чтобы узнать точную цену товара. Пришедший человек сказал, что кафтан стоит пятьсот дирхемов, и имам А’зам купил его по этой цене. Он знал, что отклонение от правдивости, сокрытие недостатков и изъяна товара, особенно невнимательное отношение к отмериванию и взвешиванию ведет человека к весьма печальным последствиям.
Османское государство, возникшее в подобной нравственной среде, поддерживало в обществе такой покой и благоденствие, которые поражали даже немусульман. Об этом говорит случай, произошедший с двумя христианскими священниками в Стамбуле после завоевания его Султаном Фатихом. Рано утром они решили пойти в бакалейную лавку, чтобы купить там что-нибудь. Продавец сказал им:
― Я открыл свой магазин только сегодня. Купите лучше товар у соседа, который давно торгует.
Священники пошли к его соседу, но тот сказал им то же самое:
― Я открыл свой магазин только сегодня. Покупайте товар у соседа, который давно торгует.
И так они ходили от одной лавки до другой и везде получали один и тот же ответ. И, в конце концов, сделали покупки у первого продавца.
Наши предки, воспитанные в атмосфере высокой нравственности, обладали подобной тонкостью и жертвенностью. Исламский адаб (нравственность) предписывает каждому думать о других. Обман и жульничество являются для мусульманина тяжелым грехом. Мусульманин не будет врать и обманывать. В то же время, верить обману – признак глупости, это также не присуще мусульманину. Пророки, которые посылались человечеству как путеводители, были наделены качествами «сыдык» (правдивость) и «фатанат» (проницательность).
Мусульманин, который следует по указанному ими пути, обязан быть разумным и проницательным. Всевышний Аллах, предостерегая, чтобы мы не верили лжи обманывающих нас, повелевает:
«Не отдавайте несмышленым имущество, которое Аллах вручил на ваше попечение…» (ан-Ниса, 4/5).
Что касается обманщиков, то к ним относится предостережение этого хадиса. «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Есть трое, с которыми Аллах в Судный день не будет говорить, не посмотрит на них и не очистит их, и для них уготовано жестокое наказание».
Абу Зарр (радыйаллаху анху), услышав, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повторил это трижды, спросил:
― Пусть пропадут они, не достигнут успеха и будут лишены счастья. А кто же они, о Расулюллах?
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
― Тот, кто влачит полы своей одежды по земле (из-за высокомерия и гордыни); тот, кто попрекает тем, что дал; тот, кто сбывает свой товар ложными клятвами!» (Муслим, Иман, 171)
С другой стороны, Ислам запрещает создавать черный рынок (иддихар), то есть, удерживать товар на складах, дожидаясь, когда возникает дефицит на него. Это является имущественной эксплуатацией общества. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) делал плохое ду’а тем, кто создавал иддихар.
В священном хадисе говорится:
«Торговец, который смело выставляет товар на рынок, получит свой удел; торговец, который удерживает товар, дожидаясь повышения цен, будет проклят» (Ибн Мааджа, Тиджарат, 6).
Ислам раскрывает принципы торговли в действиях, которые касаются получения прибыли и ее расходования.
Священный Коран любые торговые операции, в которых не обеспечивается согласие сторон и их удовлетворенность, считает запрещенными (харам):
«О вы, которые уверовали! Не стяжайте имущества друг друга неправедным путем, а только путем торговли по взаимному вашему согласию. и не убивайте друг друга. воистину, Аллах милостив к вам» (ан-Ниса, 4/29).
Выражение «не убивайте» несет в себе важный и тонкий смысл. В нем содержится предупреждение, чтобы не стать обитателем ада, проигнорировав духовную сторону жизни. С другой стороны, надо помнить, что определенная часть размолвок и преступлений происходит на почве стяжания чужого имущества и погони за прибылью. А избежать этого можно через соблюдение тех принципов торговли, которые устанавливает Ислам. Самым важным из этих принципов является отказ от процентного роста.
Процентный рост является одним из проявлений эксплуатации человека, направленной на приобретение прибыли, и не требует риска и приложения усилий, однако является причиной дальнейшего обогащения богатого и большего угнетения бедного.
Есть один устрашающий хадис о процентном росте. В своей последней хутбе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Я попираю любой вид процентного роста!», тем самым объявив все виды процентного роста запрещенными (харам).
В священных аятах Всевышний Аллах устанавливает границы этого явления:
«Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный день], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «воистину, торговля – то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. если к кому либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], – обитатели адского пламени на вечные времена. Аллах искореняет лихву и поощряет милостыню. Аллах не любит никого из неблагодарных грешников» (аль-Бакара, 2/275-276).
А насколько страшно предупреждение о божественном гневе для тех, кто использует процентный рост:
«О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите ту лихву, что прежде причиталась вам. если же вы не простите, так знайте, что Аллах и его Посланник будут против вас. А если простите, то вам останется ваше первоначальное достояние. Не творите произвола, тогда и над вами не свершится произвол» (аль-Бакара, 2/278-279).
Кто сможет выступить против Творца мироздания и Его Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям), Гордости миров?
Если кто-либо из мусульман будет заниматься процентным ростом, то он или потеряет имущество, или нанесет ущерб своему иману . Чтобы наказание грешника, идущего по этому запрещенному пути было сильнее, имущество его будет преумножаться, то есть, в этом мире его дело для него будет прибыльным. Поскольку Всевышний Аллах ничего не оставляет без внимания, а дает отсрочку. И этим грешникам отсрочка может быть дана до Судного дня. Божественное предостережение требует особого внимания, в противном случае положение их (подобных людей) будет очень тяжелым.
Джабир (радыйаллаху анху) сказал:
«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проклял тех, кто берет проценты, кто дает их, кто записывает проценты, кто является свидетелем в таких сделках и сказал: «Они все равны друг другу…» (Муслим, Мусакат, 106).
Насколько прекрасен пример Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи), который дал в долг одному человеку. До выплаты долга великий имам избегал даже находиться в тени деревьев, принадлежащих его должнику, чтобы это не засчиталось как процент.
Несомненно, запрет на проценты наполнен мудростью и обусловлен многими причинами. Основными из них являются увеличение безработицы, искусственное взвинчивание цен, эгоизм, создание ажиотажа стяжательства и погони за прибылью, ослабление таких общечеловеческих нравственных норм, как взаимопомощь, солидарность, любовь, милосердие и сострадание.
Ислам, запрещающий ростовщичество, вместо этого поощряет при наличии возможности давать в долг ради Аллаха, и утверждает, что долг, данный человеку, находящемуся в затруднении, намного превосходит садака.
Но, несмотря на все это, предприниматели и торговцы, которые честны в своем бизнесе, праведны, правдивы и надежны, во все времена были в меньшинстве. Может поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обрадовал радостной вестью праведных торговцев:
«Верный своему слову, правдивый, надежный торговец-мусульманин будет в Судный день вместе с пророками, праведниками и шахидами» (Тирмизи, Буйю, 4; Ибн Маджа, Тиджарат, 1).
Имам А’зам абу Ханифа был богатым человеком, занимавшимся торговлей. Но из-за того, что много времени отдавал науке, торговые дела он передал своим управляющим, а сам контролировал, чтобы его бизнес велся в рамках разрешенного (халяль). В этом отношении он был настолько щепетилен, что, как-то посылая своего напарника Хафса бин Абдуррахмана продавать ткани, сказал: «О Хафс, у этой ткани есть такие-то недостатки, поэтому расскажи о них покупателю и настолько-то продай дешевле».
Хафс продал ткань по цене, которую установил Имам, но забыл рассказать о ее недостатках покупателю. Имам А’зам, узнав об этом, спросил Хафса: «Знаешь ли ты того, кто купил эту ткань?»
И выяснив, что Хафс незнаком с покупателем, Имам велел раздать в качестве садака весь свой товар. Ведь он хотел жить в соответствие со словами Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказанными Амру (радыйаллаху анху):
«О Амр! Как прекрасно соответствует благое богатство праведному человеку!» (Ахмад бин Ханбаль, Муснад, IV, 197, 202) и оценивать запретное и дозволенное по критериям богобоязненности.
Перевела с турецкого Аиша Хумейра
islamicpublishing.net