Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) повстречал человека, торговавшего зерном.
«Как торговля?» – поинтересовался он.
Человек начал рассказывать о своих делах. В этот момент Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) снизошло откровение: «Опусти руку в зерно!»
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) погрузил руку в зерно и обнаружил, что оно мокрое. Указывая на это, он сказал:
«Эх, если бы ты сырое зерно насыпал сверху! Не из нас те, которые обманывают». (Муслим, Иман, 164)
Как явствует из этого священного хадиса, экономическая система Ислама сделала честность и правдивость основополагающими принципами торговли, направленной на служение человеку и обществу.
Торговля означает переход товара от производителя к потребителю; она требует как наличия начального капитала, так и приложения труда; она несет в себе как возможность приобретения прибыли, так и возможный убыток. Торговля, которая приносит прибыль, не только дозволена шариатом, но и отнесена им к поощряемым видам деятельности. Осмысление сути выражения, которое сошло с благословенных уст Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям): «Девять десятых дохода из торговли», облегчит понимание того, почему это занятие сделано поощряемым.
С другой стороны, два поклонения из пяти основ исламской религии, такие как хадж и закят, относятся к состоятельным му’минам; это тоже один из стимулов к обогащению путями, дозволенными шариатом. Утверждение, содержащееся в хадисе-шариф: «Дающая рука превыше берущей» (Бухари, Закят, 18), побуждающее быть подающим, также служит подтверждением этого.
Но наряду с этим, занимаясь торговлей, которая является основным источником приобретения имущества и богатства, нельзя забывать о том, что сказано в хадисе-шариф:
«Для каждой общины есть свое испытание. Испытанием для моей общины является богатство» (Ибн Ханбаль, IV, 160).
Ведь имеющее место в торговле стремление к приобретению денег может стать страстью, порабощающей душу. Алчный человек подобен кувшину: даже если чрево его наполнено, рот не закрывается. И если захочешь влить в этот кувшин целые реки, ничего не изменится, только вода польется через край. Алчный похож также на костер или печь: огонь, в который подбрасывают дрова или уголь, не угасает, а только разгорается и становится жарче.
Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал об алчности:
«Если у сына Адама будет богатство, заполняющее две долины, он захочет еще третью. Не насытит его ничто, кроме земли». (Бухари, Рикак, 10; Муслим, Закят, 116)
И нет конца и края тем ухищрениям и уловкам, которые совершает человек из-за этой своей порочной наклонности. Для скольких народов она стала причиной погибели. И сколькими безумцами, беспечно прожигающими жизнь, наполнен этот мир. За всю историю человечества не было недостатка в тех, которые, имея все возможности за счет своих несметных богатств жертвовать, выплачивать закят и совершать праведные дела ради нищих, обездоленных, одиноких, вдов, сирот и нуждающихся, лишь угнетали и обирали их как кровососы…
Религия не дает обещания человеку, что она принесет ему счастье и блаженство в этом мире. Напротив, она призывает человека управлять своим телом и страстями. Торговля, или коммерция, способна в течение некоторого времени так повлиять на нашу душу и желания, что может сделать нас из числа потерявших все в земной жизни и вечной…
Найти праведного торговца в обществе, которое наполнено спекулянтами, бесчисленными контролирующими органами, где работают воры и взяточники, остается несбыточной мечтой.
Всевышний Творец через Священный Коран оповещает все народы вплоть до Судного дня о том, что Он уничтожил народы Мадьяна и Айка, относящиеся к племени пророка Шу’айба, за то, что они совершенно утратили все нравственные принципы торговли. Поэтому приобретать запрещенную (харам) прибыль через обман и жульничество, разорение слабых – это величайший грех, который становится причиной гибели народа.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Пусть пропадет раб золотых и серебряных монет и одеяний, выражающих его высокомерие и гордыню!.. Если такому человеку в делах перепадает выгода (которую он желает), то он доволен, а если прибыли нет, то он остается недоволен (выступает против божественного предопределения)» (Бухари, Рикак, 10; Ибн Мажда, Зухд, 8).
Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху), когда при нем хвалили кого-нибудь, спрашивал у того, кто хвалит, три вещи:
― Ты был его соседом? Был его попутчиком? Занимался ли с ним торговлей?
Если его собеседник отвечал, что ничего этого не делал, ‘Умар (радыйаллаху анху) говорил ему:
― Я полагаю, что ты видел его покачивающим головой при чтении Корана.
Человек подтверждал:
― Да, о ‘Умар! Я видел именно это.
И досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) приказывал ему:
― Тогда не хвали его! Ведь искренность не находится на шее человека.
В данном случае те критерии, которые обозначил досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) указывают на то, что не следует обманываться внешними проявлениями, а нужно ориентироваться на поступки человека и его взаимоотношения с людьми. Это напоминание о том, что оценка человека, чьи цели и побуждения не прошли проверки, может быть ошибочной.
Как становится ясным, торговля и бизнес выявляют внутренний мир личности, т.е. внутренний мир человека отражается в том, как он ведет свои торговые дела.
По законам Ислама, покупателю и продавцу запрещается критиковать товар при его покупке, а при продаже использовать приемы, завышающие его истинную стоимость. Не разрешается завышать цену товара, пользуясь нуждой покупателя. Нельзя обманывать, искусственно создавать черный рынок, брать проценты, обвешивать, клясться и продавать запрещенный товар (харам), в котором есть вред для общества.
Перевела с турецкого Аиша Хумейра
islamicpublishing.net