Вопрос:
Нужно ли платить штраф, если делал таваф, держа на руках ребенка в грязном памперсе?
Ответ:
Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
В общем, одно из условий действительности тавафа – это чистота от ритуального осквернения (наджаса хукмийя). Если совершил таваф в состоянии осквернения, надо заплатить штраф. Для тавафа нужно сделать малое омовение.
Согласно мнению большинства в ханафитском мазхабе, считается сунной муаккада во время тавафа быть чистым, то есть чтобы на теле или одежде не было нечистот (наджаса хакыкыйя). Поэтому очень важно, чтобы во время тавафа на теле или одежде не было мочи, крови, кала[1].
Однако, если на теле или одежде все же есть нечистоты, штраф платить не нужно. Тем не менее, если количество нечистот на теле или одежде превышает размер дирхама (круг диаметром 2,5 см), то совершение тавафа в таком состоянии будет сильно порицаемым делом[2].
Теперь нужно понять следующее: наджаса в памперсе ребенка будет считаться наджасой на взрослом человеке, если ребенок не умеет ходить и не может контролировать мочеиспускание и т. п. (то есть не приучен к горшку).
Если ребенок умеет ходить и контролирует свои позывы в туалет, наджаса на его теле не считается наджасой на теле родителя[3].
Таким образом, если ребенок не умеет пока ходить, и его подгузник грязный, и диаметр наджасы превышает размер дирхама, таваф будет действителен, но нежелателен (макрух).
Добавим, что приносить ребенка с грязным подгузником в мечеть также нежелательно[4].
Подытожим: на человека, который совершил таваф, держа на руках ребенка в грязном подгузнике, штраф не налагается. Однако это уменьшит награду за таваф и привнесет в него элемент нежелательного (караха).
А Всевышний Аллах знает лучше.
Муфтий Фараз аль-Махмуди
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.
________________________________________
[1] (وَالطَّهَارَةُ فِيهِ) مِنْ النَّجَاسَةِ الْحُكْمِيَّةِ عَلَى الْمَذْهَبِ قِيلَ وَالْحَقِيقِيَّةِ مِنْ ثَوْبٍ وَبَدَنٍ وَمَكَانِ طَوَافٍ وَالْأَكْثَرُ عَلَى أَنَّهُ سُنَّةٌ مُؤَكَّدَةٌ كَمَا فِي شَرْحِ لُبَابِ الْمَنَاسِكِ
(قَوْلُهُ وَالْأَكْثَرُ عَلَى أَنَّهُ) أَيْ هَذَا النَّوْعُ مِنْ الطَّهَارَةِ فِي الثَّوْبِ وَالْبَدَنِ سُنَّةٌ مُؤَكَّدَةٌ شَرْحُ اللُّبَابِ بَلْ قَالَ فِي الْفَتْحِ: وَمَا فِي بَعْضِ الْكُتُبِ مِنْ أَنَّ بِنَجَاسَةِ الثَّوْبِ كُلِّهِ يَجِبُ الدَّمُ لَا أَصْلَ لَهُ فِي الرِّوَايَةِ. اهـ.
وَفِي الْبَدَائِعِ إنَّهُ سُنَّةٌ فَلَوْ طَافَ وَعَلَى ثَوْبِهِ نَجَاسَةٌ أَكْثَرُ مِنْ الدِّرْهَمِ لَا يَلْزَمُهُ شَيْءٌ بَلْ يُكْرَهُ لِإِدْخَالِ النَّجَاسَةِ الْمَسْجِدَ. اهـ. (الدر المختار وحاشية ابن عابدين ج 2 ص 469)
إرشاد الساري ص 214 مؤسسة الريان
[2] إرشاد الساري ص 501 مؤسسة الريان
[3] ثُمَّ إنَّمَا يُعْتَبَرُ الْمَانِعُ مُضَافًا إلَيْهِ ، فَلَوْ جَلَسَ الصَّبِيُّ الْمُتَنَجِّسُ الثَّوْبِ وَالْبَدَنِ فِي حِجْرِ الْمُصَلِّي وَهُوَ يَسْتَمْسِكُ أَوْ الْحَمَامُ الْمُتَنَجِّسُ عَلَى رَأْسِهِ جَازَتْ صَلَاتُهُ لِأَنَّهُ الَّذِي يَسْتَعْمِلُهُ فَلَمْ يَكُنْ حَامِلَ النَّجَاسَةِ ، بِخِلَافِ مَا لَوْ حَمَلَ مَنْ لَا يَسْتَمْسِكُ حَيْثُ يَصِيرُ مُضَافًا إلَيْهِ فَلَا يَجُوزُ (فتح القدير
[4] وَفِي الْبَدَائِعِ إنَّهُ سُنَّةٌ فَلَوْ طَافَ وَعَلَى ثَوْبِهِ نَجَاسَةٌ أَكْثَرُ مِنْ الدِّرْهَمِ لَا يَلْزَمُهُ شَيْءٌ بَلْ يُكْرَهُ لِإِدْخَالِ النَّجَاسَةِ الْمَسْجِدَ. اهـ. (الدر المختار وحاشية ابن عابدين ج 2 ص 469)
darulfiqh.com