Муж обязан соблюдать права жены, как об этом говорится в хадисе, который приводит имам Тирмизи со своим иснадом от Хаким ибн Муавия (радыяллаху анху), что он сказал:
«Я спросил у Пророка (ﷺ): «О Посланник Аллаха, что является нашей обязанностью перед женой?», Пророк (ﷺ) сказал: «Ты обязан накормить ее, когда она нуждается в еде, одеть ее, когда она нуждается в одежде (предоставить одежду, которая ей подобает) и не бить по лицу (своей жены)».
Поскольку лицо – это самая благородная часть, из частей тела человека, оно включает в себя пять органов чувств, даже животного не бьют по лицу, а человека тем более нельзя так бить. Про это Пророк (ﷺ) сказал:
«Избегайте удара по лицу, и не ударяйте человека в лицо, и не оскорбляйте жену и не прекращайте с ней разговаривать (например, муж обиделся на жену и не разговаривает с ней)».
В книге «Ширатуль-Ислям» и шархе (комментариях) к ней говорится:
«Одной из обязанностей мужа перед женой является то, что он не должен оставлять ее одну в пустом доме, потому что она может бояться (оставаться одна), или (какой-то) фасик (нечестивец) устремится к прелюбодеянию (с ней) или подобное этому. Но когда он гневается на жену, он может разделить (покинуть) постель, в целях воспитания.
***
Сказал факих Абу Лейс Ас-Самарканди:
«Есть пять обязательнностей мужа перед женой:
1. Служение жене в исполнении ее нужд за пределами дома. Поскольку она постоянно остается дома, (муж) должен исполнять ее нужды в том, что находится за пределами дома.
2. Он должен обучить жену тому, в чем она нуждается из установлений Шариата, и не вынуждать искать ответ у кого либо помимо мужа (если муж знает эти вопросы). Если же он не знает, то пусть спрашивает у ученых и объясняет ей, а если он не может (даже после этого) объяснить, то она имеет право сама пойти к ученому и узнать только то, что ей необходимо, например вопросы таухида (единобожия), омовения, намаза, поста, закята, хаджа.
3. Он (муж) должен ей предоставить еду халяль, и одеть ее (предоставить одежду) из халяльных средств и предоставить место проживания из халяля, ибо в запретном нет блага, как нельзя есть из харама, также нельзя дать кому-то что-то из харама.
4. Не делать в отношении нее зульм (не притеснять ее), т.е не препятствовать исполнению ее обязательных шариатских прав (не предоставлять то, что ей положено из еды и одежды и препятствовать исполнению ее фардов)
5. Терпеть ее плохое поведение для ее наставления. В том случае, может быть, она оставит свой дурной нрав, прекратит делать это и увидит это неподобающим для себя. Мужчине не пристало вести споры с женой, потому что она слабая (слабый пол).
***
В «Ширатуль-Ислям» и его шархе упоминается, что муж также должен быть мягким в отношениях с женой, потому что женщина сотворена из ребра. Ты будешь наслаждаться ею, но оно останется кривым (не сможешь ее выпрямить), принимая во внимание сотворение ее матери, т.е. Хаввы (Евы) (радыяллаху анха). Невозможно жить с ней (женой), кроме как оставить ее с собственной кривизной, оставляя ее в тех делах, где нет греха.
Есть риваят, что Адам сначала был в раю один, и не было никого, такого же, как он. Когда он (алейхи салям) спал, Аллах Та’аля сотворил ему жену Хавву (Еву), взяв его ребро с левой стороны тела. Она называлась Хавва, потому что была сотворена из живого (т.е. хай), Аллах сотворил ее так, что Адам (алейхи салям) не почувствовал этого, и не почувствовал боли, а если бы он почувствовал боль, то никакой бы мужчина никогда не проявил благосклонности (и не смилостивился бы) к женщине (т.е у него было бы отвращение к женщине). Когда Адам (алейхи салям) проснулся, увидел ее сидевшей возле его головы, и она была самым прекрасным из того, что сотворил Аллах, тогда Адам (алейхи салям) сказал:
«Кто ты?»
Она ответила:
«Я твоя пара, сотворенная Аллахом, чтобы ты нашел успокоение во мне, а я в тебе». Эта же история приводится в книге «Равдатуль-Азхар».
***
Некоторые великие ученые проявляли терпение в отношении плохого нрава своей жены, когда спросили одного (ученого) об этом (почему он не разведется), он отвечал:
«Я боюсь, что если я дам ей талак (развод) то на ней женится тот, кто не сможет проявлять терпение (в отношении) ее вреда, когда она будет вредить ему».
Рассказывают про Шакика аль-Бальхи, что у него была жена с плохим нравом, когда его спросили об этом (почему ты не разведешься с ней, ведь она наносит тебе страдание своим плохим поведением), он ответил им — «я боюсь, что если я дам ей развод, то она ни с кем не сможет ужиться из-за своего плохого нрава».
Приводится мнение Ибрахима аль-Халяби в книге Шарх Муньятуль-Мусалли» :
«Дозволяется мужу ударить (не по лицу и не сильно) свою жену если она оставляет намаз и гусль фард (обязательное купание), также он может ударить, если она не украшается для него, когда муж хочет этого, и когда она не отзывается на призыв (мужа) к постели, и когда выходит без его разрешения на улицу, и когда открывается перед не-махрамом. Если она не прекратит оставление намаза, то он может дать ей развод, даже если он еще не выплатил ей ее махр (в случае, когда он был отсроченный – муж не смог выплатить ей махр сразу после никаха). Лучше для человека встретиться с Аллахом в таком положении, что махр жены на его шее (т.е, когда на нем лежит долг), чем спать в постели с женщиной, которая не совершает намаз».
В отношении этого Аллах Та’аля говорит:
(Смысл): И вели (о, Пророк) своей семье (совершать) молитву и сам будь терпелив в ней [совершении её]. Мы [Аллах] не просим у тебя (о, Пророк) удела, Мы (Сами) пропитаем тебя, а (благой) исход (как в этом мире, так и в Вечной жизни) – для (тех, кто обладал качеством) остережения (от наказания Аллаха) (20, 132).
***
Муж будет спрошен о жене, если он знает о ней что-то плохое, не будет спрошен о том, чего он о ней (плохого) не знает, а (его) предположение не имеет значения.
В отношении этого Аллах Та’аля говорит:
(Смысл): «Аллах не возлагает на душу ничего, кроме возможного для неё» (2, 286).
***
И приходит в хадисе, что Пророк (ﷺ) сказал о женщинах:
От Абу Хурейры, (رضي الله عنه), передается, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Завещаю вам хорошее отношение к женщинам. Поистине, они сотворены из ребра, а самая кривая часть ребра – это его верхняя часть. И если решите выпрямить, то сломаете, а если оставите как есть, то оно не выпрямится. Завещаю вам хорошее отношение к женщинам» (Бухари и Муслим).
Женщина также должна проявлять терпение, когда у нее бывают трудности в жизни, например, много работы по дому или же плохое отношение мужа.
Однажды Али (радыяллаху анху) спросил одного из своих учеников:
«Не рассказать ли мне тебе историю о Фатиме (радыяллаху анха), самой дорогой и любимой дочери Пророка (ﷺ) Фатима (радыяллаху анха) сама размалывала зерно, отчего на ее руках появились костные мозоли. Она сама таскала домой воду в кожаных бурдюках , которые оставляли след на ее груди. Она сама убирала по дому, поэтому ходила в грязной одежде.
Как то раз в Медину привезли военнопленных. Я сказал ей: «Иди к Посланнику Аллаха (ﷺ) и попроси у него подручного, который помогал бы тебе по дому». Она отправилась к нему, но увидела вокруг него много народа. И поскольку она была очень скромна, то не отважилась обратиться к Посланнику Аллаха с подобной просьбой в присутствии посторонних.
На следующий день Посланник Аллаха (ﷺ) пришел к нам в дом и спросил: «Фатима, что привело тебя вчера ко мне?» Она застеснялась и ничего не ответила.
Я сказал: » О, Посланник Аллаха! У Фатимы появились мозоли на руках и на груди оттого, что она размалывает зерно и таскает воду, она постоянно занята уборкой и другими домашними делами, поэтому ее одежда всегда грязная.
Я рассказал ей о пленниках и отправил ее к тебе, чтобы попросить слугу». Также рассказывают, что Фатима (радыяллаху анха) сказала: «У нас с Али только одна постель из бараньей шкуры, в которую утром мы кладем корм для верблюда». Посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
«Фатима! Будь терпелива! У Пророка Мусы (алейхи салям) и его жены была только одна постель – это плащ Мусы (алейхи салям) Бойся Аллаха, выполняй свои обязанности по отношению к Нему и занимайся домашними делами. Когда ложишься спать, произноси «СубханаЛлах» 33 раза, «АльхамдулиЛлях» 33 раза, «Аллаху акбар» 33 раза это поможет тебе больше, чем каждый слуга».
Фатима (радыяллаху анха) сказала: «Я довольна тем, чем доволен Аллах и Его Пророк (ﷺ)».
Поэтому, известно, что в Судный День глашатай будет провозглашать: «О люди маукыфа! (т.е места стояния в Судный День), закройте свои глаза, пока не пройдет госпожа женщин Фатима Аз-Захра».
***
Кто хочет быть для своей жены любящим и милостивым, то он должен запомнить несколько вещей из ее состояний, чтобы быть справедливым к ней:
• Женщина не может дать мужу талак (развод), а он может.
• Она не может взять что-то из дома без разрешения мужа, а он может.
• Пока она находится с ним в браке, то не может выйти за другого человека, а он может.
• Она не может выйти из дома без разрешения мужа, а он может.
• Она не может ходить без хиджаба (покрывала), а он может.
• Она боится мужа, а он ее не боится.
• Она будет довольна, если увидит радость на лице мужа и (услышит) доброе слово от него, а он может быть недоволен всеми ее поступками.
• Она покидает своих мать и отца и других родственников ради мужа, а он может никого не покидать ради нее.
• Она постоянно служит мужу, даже если она больна, она сама служит себе, а муж часто не беспокоится за жену.
Поэтому разумный человек сам поймет обязательность быть к женщинам милостивым, не притеснять и не проявлять насилие в отношении них.
Подведя итог, можно сказать, что в руках жены находится сам муж, и его имущество и его честь, поэтому, когда муж узнает о большом вреде от жены, ему можно развестись с ней, а если вред не достигает такой (высокой) степени, то лучше проявить терпение.
والله أعلم
Камиль хазрат Самигуллин