1. Прежде чем приступить к намазу, нужно убедиться, что все обязательные (ваджиб) дела исполнены. Если у человека нет малого омовения, ему следует совершить его. Если ему нужно полное омовение, то пусть он его сделает. Если на его теле или одежде есть нечистоты, то их надо смыть. Место, где молятся, также должно быть чистым. Помимо лица, рук и стоп, все тело должно быть закрыто одеждой. Нужно встать в направлении киблы. Далее следует сделать намерение на совершение намаза, к которому вы приступаете. Намаз следует исполнять, после того как начнется его время. Это подготовительные действия, или условия, намаза. Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, намаз не будет действительным.
2. Не разрешается молиться в очень тонком, прозрачном или кружевном платке.
3. Если в намазе у женщины будет открыта четверть голени, бедра или руки в течение времени, за которое она может трижды сказать: «СубханАллах», – то намаз нарушается и ей нужно его перечитать. Но если она сразу закроет обнажившуюся часть тела, то намаз не нарушится. То же относится к четверти любой части тела, которую нужно закрывать в намазе. Например, если откроется четверть уха, головы, волос, живота, спины, шеи, груди и так далее, то намаз нарушится.
4. Если с головы девочки, которая еще не достигла совершеннолетия, в процессе намаза спадет платок и ее голова обнажится, то ее намаз не нарушится.
5. Если на теле или одежде есть нечистоты, но воды нигде не найти, то надо молиться как есть.
6. Если [воды нет и] одежда полностью грязная или загрязнена большая ее часть, то есть чистой остается меньше четверти ткани, тогда можно помолиться в этой грязной одежде либо снять ее и молиться без одежды. Однако лучше молиться в одежде. Если остается чистой четверть одежды или больше, то молиться без одежды уже нельзя. Обязательно (ваджиб) совершить намаз в этой одежде.
7. Если молящийся человек завернулся в кусок ткани, настолько большой, что нечистая его часть не движется, когда человек совершает движения в намазе, то в этом нет вреда. Также должно быть чистым и то, что человек держит, совершая намаз, при условии, что оно не самостоятельно держится за молящегося. Например, молящийся держит ребенка на руках, и ребенок не самостоятельно забрался к нему на руки. В этом случае, чтобы намаз был действительным, нужно также, чтобы и ребенок был чистым. Если одежда ребенка (или его тело) настолько загрязнена, что такое количество нечистот не прощается в намазе, то намаз человека, который держит ребенка, тоже будет недействительным. Но если этот ребенок сел (забрался) на человека самостоятельно или сам ухватился за него, то это не нарушает намаз, потому что ребенок забрался на него самостоятельно и по собственной воле. Поэтому нечистоты на ребенке будут относиться к самому ребенку, а не к молящемуся.
Аналогичным образом, если на молящемся человеке находятся такие нечистоты, которые еще только образуются и пока что не вышли наружу, то это не вредит намазу. Например, если пришла собака и села на молящегося человека и из ее пасти не течет слюна, то намаз не нарушается. Причина этого – в том, что слюна еще находится внутри собаки, где она и образуется. Это подобно тем нечистотам, которые находятся у человека в желудке: перед намазом не требуется от них очищаться.
Точно так же, если на молящемся человеке – куриное яйцо, желток которого уже превратился в кровь, это не нарушает намаз. Ведь кровь все еще остается в месте своего образования и пока не вышла наружу.
Однако, если мочу налили в бутылку и положили ее на молящегося человека, то намаз нарушится, даже если бутылка плотно закрыта. Причина этого – в том, что моча образовалась не в бутылке.
8. Место для молитвы также должно быть чистым от всех видов загрязнений (наджасы): мочи, кала, спермы и так далее. Однако если количество нечистот невелико и загрязнение может быть прощено, то в этом нет вреда. «Местом для молитвы» считается то место, где располагаются ноги молящегося, а также те места, которых человек касается в земном поклоне (саджда), то есть места, которых касаются колени, руки, лоб и нос.
9. Если есть чистое место только для одной ноги, а вторую человек поднимает, то этого достаточно.
10. Если человек молится на куске ткани, то даже тогда соответствующие части ткани (о которых говорилось выше, то есть места для ног, коленей и т. д.) должны быть чистыми. Необязательно, чтобы вся ткань была чистой. При этом неважно, большой этот кусок ткани или маленький.
11. Если ткань положили поверх нечистого места, то нужно, чтобы эта ткань не была очень тонкой, то есть через нее не должно быть ясно видно, что находится под ней.
12. Если одежда молящегося касается загрязненного места, которое уже высохло, то в этом нет вреда.
13. Если у человека вообще нет одежды, то ему следует молиться без одежды. Однако подобный намаз надо совершать в таком месте, где его никто не увидит. Более того, в таком намазе не стоят, а сидят, а поясные и земные поклоны совершают жестами (ишара). Но если человек все-таки будет молиться без одежды стоя и будет в намазе совершать поклоны (руку и саджда), то намаз все равно остается действительным. Однако лучше исполнять его сидя.
14. Если человек не носит одежды по вине каких-то людей, то он молится без одежды, и ему следует восполнить этот намаз, когда одежда у него появится. Например, если человек в тюрьме, а охранники забрали его одежду. Или если враг отобрал одежду. Или если враг сказал, что убьет тебя, если ты наденешь свою одежду. Во всех этих случаях намаз надо будет восполнить. Однако если это произошло не по вине людей, то намаз восполнять не надо. Например, если у человека вообще нет одежды.
15. Если у человека есть только один элемент одежды и перед ним стоит выбор: закрыть им свое тело или постелить на пол, чтобы прочитать намаз, – то ему лучше закрыть им свое тело и совершить намаз на нечистом месте, если чистого места нет.
Из книги «Бехишти зевар» («Райские узоры») мавляны Ашрафа Али Санви
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.