13. Если встал после последнего сидения.
Молящийся сделал намерение на совершение четырехракаатного намаза. Прочитав ташаххуд в последнем ракаате, он по ошибке встал на совершение пятого ракаата, затем осознал свою ошибку и сел обратно. Теперь ему нужно еще раз прочитать ташаххуд, совершить саджда ас-сахву, снова прочитать ташаххуд, затем салават и дать салям (Ад-Дурр аль-Мухтар).
14. Пропуск последнего сидения (не в намазе таравих).
Молящийся намеревался совершить четырехракаатный намаз, но по забывчивости встал для совершения пятого ракаата, пропустив последнее сидение. Если он завершит пятый ракаат, а затем поймет свою ошибку, то ему необходимо совершить и шестой ракаат без совершение саджда ас-сахву в конце. Весь этот шестиракаатный намаз будет считаться желательным (нафль), и молящийся должен заново совершить тот четырехракаатный намаз, который он собирался сделать изначально.
Подобно этому, если он собирался совершить трехракаатный фард-намаз, и по ошибке встал на четвертый ракаат, пропустив последнее сидение, и осознал ошибку, совершив четыре ракаата, то ему нужно закончить намаз, не выполняя саджда ас-сахву. Его четыре ракаата считаются желательным намазом (нафль), а фард-намаз нужно переделать («Хашия» Ибн Абидина).
В этом же случае, если человек сел в конце третьего ракаата, а затем по ошибке встал на четвертый ракаат, ему нужно сразу же сесть обратно и завершив намаз, выполнив саджда ас-сахву. Однако если он уже сделал суджуд в четвертом ракаате (что указывает на завершенность четвертого ракаата), ему нужно добавить еще один ракаат (пятый) и выполнить саджда ас-сахву в конце. Три ракаата будут считаться фардом, а два последующих – нафлем.
Во всех вышеописанных случаях нужно запомнить правило: пока лишний ракаат не был завершен (а завершением ракаата считается выполнение в нем первого суджуда), молящийся должен сесть обратно, как только он осознает свою ошибку, и затем ему нужно выполнить саджда ас-сахву.
15. Если забыл выполнить саджда ас-сахву.
После ташаххуда молящийся, который должен был по какой-либо причине выполнить саджда ас-сахву, забыл об этом и начал читать салават. Как только он осознает свою ошибку, он должен прекратить чтение и сразу же совершить саджда ас-сахву, затем снова прочитать ташаххуд и завершить намаз обычным образом (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
16. Молчание после чтения дуа в последнем сидении.
Если молящийся, закончив читать ташаххуд, салават и дуа, просидит молча в течение времени совершения одного рукна (время трехкратного произнесения «СубханАллах»), не давая салям, то совершение саджда ас-сахву становится обязательным («Хашия» Ибн Абидина).
17. Пропуск первого сидения в намазе витр.
Сидение в намазе витр для чтения ташаххуда после второго ракаата обязательно (ваджиб). Пропуск его делает обязательным саджда ас-сахву («Хашия» Ибн Абидина).
Продолжение следует…
«Вопросы, касающиеся саджда сахву»
Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади