Ошибки в чтении Корана
1. Повторение суры «Аль-Фатиха».
Если совершающий обязательный (фард) намаз повторил суру «Аль-Фатиха», то есть после окончания чтения суры прочел ее снова целиком или большую ее часть, то саджда ас-сахву становится обязательным при условии, что ошибка случилась в первом или втором ракаатах. Если же молящийся повторил суру «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате обязательного намаза, то саджда ас-сахву совершать не нужно.
Если подобная ошибка случится не в обязательном (фард) намазе, а в желательном, тогда саджда ас-сахву обязателен в любом случае (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
Если после чтения суры «Аль-Фатиха» и суры после нее молящийся повторил суру «Аль-Фатиха» по забывчивости в том же ракаате, то саджда ас-сахву совершать не нужно (Фатава ас-Сираджийя и Аль-Хашия Тахтави).
2. Пропуск меньшей части суры «Аль-Фатиха».
Если молящийся прочитал большую часть суры «Аль-Фатиха» и пропустил меньшую часть, то не нужно совершать саджда ас-сахву, однако, согласно сильному мнению, желательно его совершить. А пропуск большей части суры «Аль-Фатиха» делает саджда ас-сахву обязательным.
3. Чтение другой суры вместо суры «Аль-Фатиха».
Если молящийся прочитал другую суру вместо суры «Аль-Фатиха», то ему следует, как только он заметил эту ошибку, прекратить чтение другой суры в любом ее месте и перейти к чтению суры «Аль-Фатиха», а затем снова прочитать любую суру и закончить свой намаз обычным образом, совершив саджда ас-сахву в конце (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
Если, однако, молящийся заметил эту ошибку после окончания чтения другой суры, то ему нужно прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру в третьем или четвертом ракаатах обязательного (фард) намаза, а в конце совершить саджда ас-сахву.
4. Чтение суры, которую ты не намеревался читать.
После чтения суры «Аль-Фатиха» человек имел намерение прочитать определенную суру, но по ошибке начал читать другую суру. В этом случае ему не нужно совершать саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
5. Многократное повторение одного аята.
Если имам повторяет один аят снова и снова, то саджда ас-сахву не обязателен, даже если он повторял этот аят на протяжении времени, большего, чем необходимо для совершения одного рукна или произнесения «СубханАллах» три раза. Подобно этому, если следующий за имамом исправлял ошибку имама в чтении в течение времени, превышающего время исполнения одного рукна, саджда ас-сахву также не обязателен («Хашия» Ибн Абидина).
6. Чтение только суры «Аль-Фатиха» или только другой суры.
Совершение саджда ас-сахву обязательно для человека, который прочитал только одну суру «Аль-Фатиха» и не прочитал после нее другую суру или прочитал только другую суру и не прочитал суру «Аль-Фатиха» (Ад-Дурр аль-Мухтар).
7. Пропуск суры «Аль-Фатиха» и второй суры.
Сразу после чтения «сана» («Субханака…») человек перешел к руку’. Находясь в руку’, он понял свою ошибку. Ему следует выпрямиться и прочитать суру «Аль-Фатиха» и другую суру, а затем продолжить намаз обычным образом, совершив в конце саджда ас-сахву (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
8. Чтение только двух коротких аятов.
Если человек по ошибке прочитал только два коротких аята после суры «Аль-Фатиха» и затем перешел к руку’, то саджда ас-сахву в конце обязателен (поскольку ваджиб – чтение после суры «Аль-Фатиха» минимум трех коротких аятов или одного длинного) (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
9. Чтение суры в третьем и четвертом ракаатах фард-намаза.
Если молящийся добровольно или по ошибке прочитал суру после суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза, то совершать саджда ас-сахву не обязательно.
10. Пропуск суры «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаатах.
Если молящийся пропустил суру «Аль-Фатиха» в третьем или четвертом ракаате фард-намаза, но при этом простоял молча на длину хотя бы одного тасбиха, тогда саджда ас-сахву совершать не нужно («Хашия» Ибн Абидина).
Продолжение следует…
«Вопросы, касающиеся саджда сахву»
Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади