8. Как подсказать имаму, что ему нужно сделать саджда ас-сахву.
В тот момент, когда имам поворачивает голову направо, давая первый салям, и до того, как он выполнит второй салям, один из тех, кто следует за имамом, должен произнести такбир («Аллаху Акбар») для саджда ас-сахву. Имам, услышав такбир, должен тоже произнести: «Аллаху Акбар», – и совершить саджда ас-сахву. В этом случае намаз будет действителен.
Такая ситуация чаще всего возникает в месяц Рамадан во время чтения намаза таравих, когда хафиз Корана, будучи имамом в намазе, совершает ошибку, которая делает необходимым совершение саджда ас-сахву. Иногда он не очень сведущ в этих вопросах – тогда знающий человек из джамаата подсказывает ему, что нужно совершить саджда ас-сахву.
9. Несовершение саджда ас-сахву по уважительной причине.
Совершающий утренний намаз допустил ошибку, которая делает обязательным саджда ас-сахву, но при этом времени до конца утреннего намаза остается настолько мало, что, если он совершит саджда ас-сахву, солнце уже взойдет. В этом случае он может не делать саджда ас-сахву – и его намаз будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
10. Если молящийся дал оба саляма и забыл исполнить саджда ас-сахву, затем совершил какое-то действие, не относящееся к намазу, например, поел, попил или начал разговор, то его намаз нарушается и ему нужно переделать его.
11. Не имеет значения, сколько ошибок, делающих обязательным саджда ас-сахву, было совершено в намазе. Нужно совершить всего два земных поклона. Также, если после саджда ас-сахву, человек совершит ошибку, делающую обязательным саджда ас-сахву, ему не нужно исполнять его повторно. В одном намазе саджда ас-сахву совершается только один раз!
12. Саджда ас-сахву не возмещает пропущенный ракаат.
Если молящийся совершил, например, только три ракаата обязательного ночного намаза, то, пока он не закончил свой намаз, ему нужно совершить четвертый ракаат и саджда ас-сахву. Если же он закончил намаз, выполнив лишь три ракаата, думая возместить пропущенный ракаат совершением саджда ас-сахву, то его намаз не будет действителен (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
13. Совершение саджда ат-тилява в поясном поклоне (руку’).
Если молящийся прочитал аят, делающий обязательным совершение земного поклона чтения Корана (саджда ат-тилява), то можно совершить его тремя способами:
Нужно помнить, что если молящийся не совершил саджда ат-тилява сразу, а прочитал несколько аятов и только затем пошел в саджда ат-тилява, то:
А) Если он прочитал больше трех коротких или одного длинного аята, ему необходимо совершить саджда ас-сахву.
Б) Если он прочитал меньше трех коротких аятов, то совершать саджда ас-сахву не нужно.
Если он не совершил саджда ат-тилява в этом намазе вообще, его намаз действителен, но хукм его – макрух. Переделывать его не нужно, однако на человека ложится грех.
Если молящийся забыл совершить саджда ат-тилява и вспомнил о нем после саляма, он может совершить его, пока не сделал ничего, что нарушает намаз (еда, питье, разговоры и т. д.). В этом случае ему нужно совершить саджда ас-сахву.
14. Саджда ас-сахву в намазе тасбих.
Из-за того, что в этом намазе читают много тасбихов, совершающий его иногда ошибается в их количестве, например, забывает совершить десять тасбихов в руку’. В этом случае ему нужно восполнить недостающие тасбихи в следующем рукне, то есть совершить уже двадцать. Если же он прочитает несколько лишних тасбихов, то проблем в этом нет. Саджда ас-сахву совершать не нужно.
15. Остановка в рукнах намаза.
Как мы уже сказали, все действия намаза должны совершаться спокойно и не спеша. Допустим, молящийся выпрямился из руку’ и без остановки перешел в суджуд, не замерев ни на секунду. Если он сделал это ненамеренно, ему нужно совершить саджда ас-сахву в конце намаза. Если он сделал это сознательно или по привычке, то его намаз не действителен и его нужно восполнить, а саджда ас-сахву не исправляет эту ошибку («Хашия» Ибн Абидина).
16. Второй саджда ат-тилява в суре «Аль-Хадж».
Второй саджда ат-тилява в суре «Аль-Хадж» (77-й аят) совершается согласно шафиитскому мазхабу, следовательно, если ханафит молится за имамом-шафиитом, то ему также нужно последовать за ним в этом суджуде («Хашия» Ибн Абидина).
Продолжение следует, иншаАллах…
«Вопросы, касающиеся саджда сахву»
Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади
С английского языка перевела Малика Умм Яхья.