Ошибки, связанные с количеством ракаатов намаза
1. Сидеть в первом и третьем ракаатах.
Если молящийся по ошибке сядет (ка’да) в первом или третьем ракаате (для четырехракаатного намаза), то саджда ас-сахву становится для него обязательным, если он сидел в течение времени выполнения одного рукна. Если меньше – то не становится.
Подобно этому, если молящийся не сел во втором ракаате, а сразу перешел к третьему, ему также необходимо совершить саджда ас-сахву, если он стоял в третьем ракаате в течение времени выполнения одного рукна или больше (Аль-Фатава аль-Хиндийя).
2. Дополнительные ракааты намазов фаджр и аср.
Если молящийся нечаянно совершит четыре ракаата фаджра или шесть ракаатов асра, например, то в случае, если два дополнительных ракаата, были совершены после сидения в последнем ракаате (ка’да ахыра), то ошибка будет исправлена совершением саджда ас-сахву. Два первых ракаата (в случае фаджра) будут считаться фард-намазом, а два последующие – нафль-намазом («Хашия» Ибн Абидина).
Если молящийся перейдет к пятому ракаату после чтения ташаххуда и поймет свою ошибку до завершения пятого ракаата, ему нужно немедленно сесть и совершить саджда ас-сахву. Если же он осознает свою ошибку после завершения пятого ракаата, то ему нужно выполнить шесть полных ракаатов и совершить саджда ас-сахву в конце.
3. Сомнение в количестве выполненных ракаатов.
Если молящийся не может вспомнить, сколько он совершил ракаатов, и это происходит с ним редко, то ему лучше повторить этот намаз. Если же это для него обычная ситуация (он часто забывает количество ракаатов), то ему нужно постараться вспомнить, сколько ракаатов он совершил, и поступать соответственно принятому решению (если решил, например, что выполнил три, то совершает четвертый ракаат). В этом случае саджда ас-сахву не обязателен. Если же он не может вспомнить, то опирается на наименьшее и, совершив оставшиеся ракааты, выполняет саджда ас-сахву.
4. Совершение несокращенного намаза в пути.
Если путник по ошибке совершит четыре ракаата фард-намаза вместо двух, что обязательно для путешественника, то ему необходимо совершить саджда ас-сахву в конце. Если он заметит ошибку после завершения намаза, то этот намаз нужно повторить. С другой стороны, если молящийся не был уверен, что он путник, и совершил намаз сокращенно, а затем выяснилось, что он не был в пути, то ему нужно восполнить этот намаз.
Путник, закончив читать ташаххуд во втором ракаате, по забывчивости встал и совершил третий и четвертый ракааты. В этом случае два ракаата будут считаться фард-намазом, а другие два – нафль-намазом, и человеку нужно совершить саджда ас-сахву. Если он не совершит саджда ас-сахву, ему нужно снова прочитать два ракаата сокращенного фард-намаза – и тогда совершенные до этого четыре ракаата будут считаться как нафль.
Однако если путник не будет сидеть в конце второго ракаата, то все четыре ракаата будут считаться нафлем в любом случае. Совершение саджда ас-сахву также необходимо.
Продолжение следует…
«Вопросы, касающиеся саджда сахву»
Муфтий Хабиб ар-Рахман аль-Хайрабади