Вопрос:
Мусульмане, живущие в светском государстве, часто сталкиваются с ситуацией, когда, помимо шариатского брака, они еще заключают и светский брак. И иногда, по разным причинам, им приходится расторгать этот брак. Возникает вопрос – будет ли расторжение светского брака автоматически расторжением шариатского брака? Ведь человек подписывает бумагу, в которой сказано, что его жена перестает быть его женой. Не является ли это передачей права развода судье? Если человек подпишет бумагу, в которой сказано, что он соглашается развести свою жену или передать право на развод другому человеку, то это будет действительным. Не будет ли тут то же самое?
Ответ:
Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Задача судьи в светском суде – администрировать судопроизводство согласно закону, который установлен его юрисдикцией. И у него нет права заходить за рамки юридической системы, в которой он находится, даже если иску истца ничего не противостоит.
( ویجوز تقلد القضاء من السلطان العادل والجائر ) ولو كافرا ذكره مسكین وغيره إلا إذا كان يمنعه من القضاء بالحق فيحرم
الدر المختار — (ج 5 / ص 368)
ثم یجوز التقلید من السلطان العادل والجائر ولو كان كافراً كما في الدر عن مسكین وغبره، إلا إذا كان لا يمكنه من القضاء بالحق؛ لأن المقصود لا یحصل بالتقليد
اللباب في شرح الكتاب — (ج 1 / ص 381)
وما ذَكَرَ الْمُؤَلِّفُ من جَوَازِ التقليد من الْجَائِرِ مُقَیَّدٌ بِمَا إذَا كان يمكنه من الْقَضَاءِ بِالْحَقِّ أَمَّا إذَا لم يمكنه فَلَا كما في الهداية لِأَنَّ الْمَقْصُودَ لَا یَحْصُلُ بهن
البحر الرائق — (ج 6 / ص 298)
Если замужняя женщина просит развод от светского суда, то судья будет рассматривать ее иск и выносить решение по нему согласно требованиям и принципам юридической системы той страны, где он судит. Нельзя предполагать, что решение светского суда будет автоматически также означать и решение о шариатском разводе. Такое предположение противоречит реальности, потому что судья не имеет намерение давать талак этой женщине.
Документы, которые предоставлены мужу и которые он подписывает, указывающие на его согласие, касаются светского брака и развода, и это никак не означает, что муж передает право на развод (тавкиль) светскому судье. В светской системе развода согласие мужа, подтвержденное судьей, еще не означает развод, потому что судья обладает правом отвергнуть иск, если какие-то юридические условия не были выполнены.
Например, судья может счесть, что причин, указанных женой, недостаточно для развода, и может отказать ей в этом, даже если муж не будет возражать. Судья Стивен Герлис (суд Барнет Каунти) отметил: «Роль судьи в решениях касательно разводов по взаимному согласию – это не просто формальный штамп. Мы должны учитывать, действительно ли брак, согласно документам, непоправимо разрушен».
И поэтому, даже если муж соглашается на процедуру расторжения брака без каких-либо возражений, на самом деле, он лишь информирует судью о том, что не будет возражать, приводить какие-то контраргументы против желания своей жены. И поэтому муж лишь соглашается на то, что судья будет решать, соблюдены ли, согласно светскому законодательству, требования, необходимые для развода. И согласие мужа на развод никаким образом не обязывает судью вынести некое решение. И из всего сказанного очевидно, что утверждение, что подписанные мужем бумаги на развод устанавливают передачу права на развод судье (вакалят), безосновательно. Судья не замещает мужа в вопросе вынесения развода.
Далее: простое согласие на расторжение светского брака, подтверждённое светским судьей, не устанавливает развод. И если кто-то преподалагает, что подпись документов, в которых выражается согласие на развод, означает вакалят судье на развод, то необходимо это интерпретировать в рамках светской судебной системы, потому что все документы лишь устанавливают светский развод.
القاعدة الثانية الأمور بمقاصدها
الاشباه والنظائر ص ٣٩
И если согласие на развод будет пониматься как передача права на развод светскому судье, то речь будет идти о праве на расторжение светского брака, а не о праве на шариатский талак, потому что муж не давал права на шариатский развод светскому судье. Более того, муж обладает, согласно Шариату, самостоятельным правом на развод по своему желанию. И он не нуждается в том, чтобы уполномочивать кого-то в том, чтобы тот дал за него развод, и, более того, не в этом цель заполнения таких бумаг.
И наше окончательное мнение в этом вопросе заключается в том, что светский развод, установленный судьей на основе согласия мужа на это, не является шариатским разводом, при условии, что муж не подразумевал шариатский развод. Интерпретация светского развода и решения судьи о разводе как расторжение шариатского брака идет вразрез с реальностью светского суда и функций судьи, а также нарушает фундаментальное право независимости и нейтралитета судьи.
И Аллах знает лучше.
Салим Хан,
Студент Даруль Ифтаа,
Брэдфорд, Англия.
Одобрено и подтверждено муфтием Ибрахимом Десаи