Шестой хадис
عن أبي هريرة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال لا يحل للمرأة أن تصوم وزوجها شاهد إلا بإذنه ولا تأذن في بيته إلا بإذنه وما أنفقت من نفقة عن غير أمره فإنه يؤدى إليه شطره
От Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Женщине не дозволено поститься, если ее муж присутствует, кроме как по его разрешению, и не дозволено ей никого пускать в его дом, кроме как по его разрешению. А [за то,] что она расходует из его имущества без его повеления, ему половина [награды]» (аль-Бухари).
Этот хадис иллюстрирует для нас принципы, изложенные в предыдущем хадисе, – подчинение мужу и стремление к его довольству.
Один из важнейших социальных концептов Ислама – это единство в управлении, то есть у любого дела и у любой работы должен быть один руководитель, которому остальные подчиняются, а иная модель приведет к разрушениям, деградации и хаосу. Эти принципы понятны любому человеку, который хочет построить эффективный бизнес или успешную компанию, но, как только речь заходит про семью и семейные отношения, многие начинают говорить о равноправии. Семья – это социальный организм, который требует управления и контроля, а это невозможно, если нет того, кому полностью принадлежит власть.
Безусловно, согласно нашей религии, такая роль ложится на мужа, и поэтому Ислам регламентирует все нюансы, которые могут вызвать семейные ссоры или быть потенциально конфликтными вопросами.
В Ислам нет «войны полов» – все эти вопросы гендерного лидерства решены однозначно и без возможности какого-либо пересмотра.
Слова Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, «женщине не дозволено поститься, если ее муж присутствует, кроме как по его разрешению» автор «Фатх аль-Бари» комментирует следующим образом:
يعني في غير صيام أيام رمضان ، وكذا في غير رمضان من الواجب إذا تضيق الوقت
«То есть это не касается поста в месяц Рамадан, а также обязательного поста вне Рамадана, если нет другого времени исполнить его».
Из этих слов Ибн Хаджара аль-Аскаляни мы понимаем, что в хадисе речь идет о желательном посте, а не обязательном, а это либо пост в месяц Рамадан, либо пост-назр (по обету), либо восполнение пропущенного поста, когда на его восполнение не остается другого времени.
Это подтверждается другим хадисом Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который приводит Ибн Хаджар:
وأخرج الطبراني من حديث ابن عباس مرفوعا في أثناء حديث » ومن حق الزوج على زوجته أن لا تصوم تطوعا إلا بإذنه ، فإن فعلت لم يقبل منها
«Ат-Табарани приводит в хадисе от Ибн Аббаса: «К праву мужа на свою жену [относится] – чтобы она не совершала желательный пост, кроме как по его разрешению, а если она совершит [его], то пост у нее не будет принят»».
Что касается причины такого постановления, то имам в «Фатх аль-Бари» приводит разъяснение от имама ан-Навави:
قال النووي في » شرح مسلم » : وسبب هذا التحريم أن للزوج حق الاستمتاع بها في كل وقت ، وحقه واجب على الفور فلا يفوته بالتطوع ولا بواجب على التراخي ، وإنما لم يجز لها الصوم بغير إذنه وإذا أراد الاستمتاع بها جاز ويفسد صومها لأن العادة أن المسلم يهاب انتهاك الصوم بالإفساد ، ولا شك أن الأولى له خلاف ذلك إن لم يثبت دليل كراهته
«Ан-Навави сказал в «Шарх Муслим»: «Причина этого запрета заключается в том, что право мужа – это половая близость в любое время, а его право обязательно соблюсти сразу, и поэтому оно не может быть отсрочено никаким желательным делом или обязательным делом, которое можно отложить , и поэтому она не имеет права поститься без его разрешения. И если он захочет близости, то это дозволено и он может нарушить ее пост, хотя обычно мусульманин отстраняется от того, чтобы нарушать пост. Нет сомнения, что ему лучше так не делать, но нет довода о нежелательности этого».
Всевышний Аллах установил так, что в семье не может быть «конфликта интересов», и поэтому жена не может ущемлять в правах своего мужа, оправдываясь тем, что она будто бы совершает поклонение.
Также из этого хадиса мы понимаем важнейшее правило нашей религии – это «правило приоритетов», то есть, если ради исполнения желательного действия человек отказывается от обязательного, это становится грехом и ослушанием.
Что касается слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, «и не дозволено ей никого пускать в его дом, кроме как по его разрешению», то Ибн Хаджар говорит:
وقال النووي : وهو محمول على ما لا تعلم رضا الزوج به ، أما لو علمت رضا الزوج بذلك فلا حرج عليها ، كمن جرت عادته بإدخال الضيفان موضعا معدا لهم سواء كان حاضرا أم غائبا فلا يفتقر إدخالهم إلى إذن خاص لذلك ، وحاصله أنه لا بد من اعتبار إذنه تفصيلا أو إجمالا .
Ан-Навави сказал: «И это [обязанность спрашивать разрешения у мужа, чтобы кого-то впустить в дом] относится к ситуации, когда она не знает, будет ли муж этим доволен, а если знает, что будет доволен, то в этом нет проблем. Так, обычно гостей принимают в отдельном, отведенное для них месте, вне зависимости от того, дома муж или нет, поэтому их приглашение домой не нуждается в особом разрешении. И суть этого вопроса – что нужно разрешение мужа в каждом случае или в общем виде».
Иными словами, запрет касается случаев, когда жена не знает, будет ли доволен этим муж, или когда она точно знает, что он будет не доволен.
А что касается слов «а [за то,] что она расходует из его имущества без его повеления, ему половина [награды]», то в «Фатх аль-Бари» говорится:
واعلم أن هذا كله مفروض في قدر يسير يعلم رضا المالك به عرفا
«Знай, что все это касается имущества небольшой стоимости, чем обычно муж доволен».
Если жена расходует немного из имущества мужа на благое, то он получит половину награды от этого.
Аллах знает лучше.
Абу Али аль-Ашари