Его зикр (поминание Аллаха)
В Священном Коране говорится:
«Те (люди разумеющие), кто поминают Аллаха стоя и сидя, и (лежа) на боку» (Али Имран 91).
«… мужи, которых ни купля, ни продажа, не отвлекают от поминания Аллаха …» (ан-Нур 23).
Великий Предводитель, возвестивший Коран, был самым ярким и живым примером этим словам и определениям.
Аиша (رضى الله عنها ) сообщает, что Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) никогда не переставал чтить и превозносить Всевышнего Аллаха, каждый миг его жизни был наполнен обращением к Аллаху. Сидел ли он, лежал ли, ходил ли, готовился ли ко сну, совершал ли омовение, путешествовал ли, выходил ли из дому, направлялся ли в мечеть, боролся ли с врагами, он всегда обращался к Аллаху, всегда превозносил Его имя.
Посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم), побуждая людей к зикру, говорил:
«Самым лучшим, самым чистым из ваших дел, возвышающим вас перед Господом, более благим, чем трата золота и серебра на Его пути, более благим, чем сражение с врагом, является упоминание вами имени Аллаха» (Тирмизи, Даваат 6).
Абу Саид аль-Худри رضى الله عنه спросил у Пророка :
— О Посланник Аллаха, кто из людей в День Воскресения поднимется на самую высшую ступень перед Аллахом?
Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) ответил:
— Те, кто много поминали Аллаха (Ибн Ханбаль том 3, с. 75).
Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم ) ставил зикр даже выше, чем освобождение рабов:
«Приступить к зикру Аллаха еще до восхода солнца, произнося слова «Аллаху Акбар» — «Аллах Велик», «Альхамдулиллях» — «Хвала Аллаху», «Субханаллах» — «Слава Аллаху» и «Ля иляха иллаЛлах» — «Нет бога, кроме Аллаха», мне приятно более, чем освобождение двух или более рабов из сынов Исма’иля».
Его богобоязненность
Благословенный Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), будучи последним пророком, совершеннейшим из людей и любимым Аллахом, был в то же время настолько богобоязненным, что порой со слезами на благородных глазах говорил: «Что со мной будет в Судный День?»
Когда Абдуллах бин Мас’уд ( رضى الله عنه ) прочитал 41-й аят: «Что же произойдет, когда Мы приведем по свидетелю от каждого народа и приведем свидетелем тебя против этих?» из суры «ан-Ниса» в присутствии Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), из его глаз хлынули слезы (Бухари Фадаилюль-Куран).
Когда начиналась сильная буря, он начинал беспокоиться и, каким бы важным делом в этот момент он не был занят, поворачивался лицом в сторону Каабы и произносил слова молитвы: «Господи, от возможного наступления бедствий прошу Твоей защиты», а с наступлением затишья восхвалял Господа (Тирмизи, Даваат 98).
Однажды началась подобная буря, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) обеспокоился. ‘Аиша ( رضى الله عنها) спросила о причине такого беспокойства, на что он ответил:
«Откуда ты можешь знать, что нас не постигнет участь народа Худа? Они также, увидев в небе облако, сказали: «Это облако оросит наши земли». Однако это облако погубило их» (Абу Дауд, Адаб 113).
Убай бин Ка’б ( رضى الله عنه) рассказывал, что по истечении двух третей ночи Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) говорил:
«О, уверовавшие, вспомните о вашем Господе Аллахе. Обратитесь к вашему Господу Аллаху. Приближается землетрясение. За ним последуют многие напасти. Смерть предстает перед вами со всем, что сопутствует ей» (Тирмизи ,Кыйяма 23).
Также Пророк (صلى الله عليه و سلم) говорил:
«Если бы вам было известно то, что известно мне, вы бы меньше смеялись и больше плакали» (Бухари, Кусуф, 2).
Его любовь к Аллаху
Пророки шли двумя путями, призывая людей к Аллаху. Одни, исходя из величия и могущества Аллаха, призывали к Истине, наставляя и пугая людей карой и муками. Это пророки Нух и Муса ( عليهم سلم), их называют «Мунзирун» (Предостерегающие). Другие, исходя из прекраснейших Имен Аллаха, призывали к Истине с любовью, неся людям благую весть о рае. Это пророки Яхъя и ‘Иса ( عليهم سلم ). Обе группы пророков были посланы с призывом к Истинному пути в соответствии с потребностями того времени. Пророк Мухаммад (صلى الله عليه و سلم) воплотил в себе в одинаковой степени оба этих свойства пророков.
Относительно этого в Священном Коране говорится:
«Воистину, Мы послали тебя с Истиной как доброго вестника и как предостерегающего увещевателя» (аль-Бакара 119).
Несмотря на то, что Пророку нашему (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), согласно Корану, было обещано «прощение всех упущений в прошлом и тех, что случатся…», он подолгу стоял в намазе, и от этого у него опухали стопы. Жены его, видя это, говорили:
— О Посланник Аллаха, ты — пророк, получивший прощение Аллаха. Почему ты так себя утруждаешь?
Он отвечал на это:
— Разве не следует проявлять благодарность за столь великую милость? (Бухари ,Тахаджуд ,6)
Этот священный хадис показывает нам, что источником усердия в поклонении нашего Пророка (صلى الله عليه و سلم) был не страх перед Аллахом, а трепетная любовь к Нему. Поэтому для него удовольствие от совершения двух ракатов намаза превышало все другие мирские удовольствия. В Коране говорится, что для всех верующих любовь к Аллаху превыше всего: «Но те, кто веруют, сильнее в любви к Аллаху» (аль-Бакара, 165).
Его упование на Аллаха
При ознакомлении с жизнеописанием Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) видно, что несмотря на тяжелейшие трудности и бедствия которые ему пришлось пережить, он не проявил ни малейшего страха, беспокойства или отсутствия надежды. Пророк Мухаммад (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), живя один без защиты в Мекке, противостоя бедствиям и страшным тяготам во время битв при Ухуде и Хунейне, проявлял огромную силу воли и непреклонную решимость.
Когда его дядя Абу Талиб призывал его отступиться, он говорил:
«Дядя, не думай, что я останусь один! Истина никогда не останется в одиночестве. Придет время, и ее примут и арабы, и не-арабы» (Аср-Саадат 2, 53).
Однажды он сказал одному из сподвижников:
«Клянусь, очень близок тот день, когда эта религия достигнет своего совершенства. В тот день в сердцах не останется страха, кроме страха перед Аллахом».
Во время хиджры (переселения из Мекки в Медину) курейшиты задумали убить его. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), дом которого был окружен, действовал крайне спокойно — он оставил вместо себя Али (رضى الله عنه) и велел ему провести ночь в своей постели. В ту ночь эта постель должна была стать сценой запланированного преступления. Праведный Али ( رضى الله عنه) с великой покорностью выполнил это повеление. Посланник Аллаха (صلى الله عليه و سلم) в полной уверенности, уповая на Господа, в Чьей власти было превратить смертное ложе в цветник, спокойно вышел из дома.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям ), повинуясь воле Господа своего и полагаясь на Него, вышел из окруженного врагами дома, читая первые аяты из суры Йа- Син, в которых подтверждается его пророческая миссия.
Возвращаясь из похода в Неджд, Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) остановился со своими сподвижниками, чтобы отдохнуть под тенью одного дерева. Утомленные люди задремали. Меч Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) висел на дереве. Оказавшийся поблизости один из бедуинов, воспользовавшись ситуацией, захотел убить Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям). Проснувшись, Посланник Аллаха увидел надвигавшегося на него бедуина с мечом.
— Ты в моих руках, кто теперь тебя сможет спасти? – крикнул бедуин.
— Аллах! – ответил Пророк (صلى الله عليه و سلم), и бедуин тут же выронил меч из рук. Вот пример его упования и опоры на Аллаха. (Асру Саадат)
Его терпение и благодарность
Жизнь его является свидетельством беспрекословного исполнения всех божественных велений. Он терпеливо переносил тяготы, поражения и невзгоды; благодарил Аллаха за милость и блага. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) в одинаковой степени обладал этими двумя качествами. Однажды один их сподвижников спросил, кого из людей постигают величайшие тяготы. Пророк ответил:
«Более всех подвержены всевозможным тяготам пророки. Прочие же люди подвергаются испытаниям и тяготам согласно своим духовным положениям».
Жизнь нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) соответствовала этому высказыванию. Будучи первым среди пророков, он более всех их подвергался напастям и тяготам. Те, кто исследовал его жизнь, видели, что от начала до конца она была полна мучений и трудностей. Коран предписывает ему терпение: «Будь же терпелив, как были терпеливы обладающие твердостью посланники… » (аль-Ахкаф 35). И он терпеливо переносил все трудности, уповая на Аллаха.
Человек может выдержать временные бедствия и ограниченные потрясения. Однако невозможно вынести бедствия и тяготы следующие одна за другой. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) провел в Мекке тринадцать лет, предшествующих хиджре, в трудностях, лишениях, волнениях и тяготах. Все тринадцать лет жестокосердные злодеи Мекки и Таифа глумились над ним. Они подвергали его различным истязаниям, унижениям и оскорблениям. Все эти трудности мог превозмочь только такой, как Благородный Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям).
Гении, полководцы и завоеватели, совершавшие великие дела, относили свои успехи к своему уму, прозорливости и знаниям. Однако те, кто был приближен к Господу, осознавали подобные успехи как милость, оказанную им Аллахом, и восславляли Его. И наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям), принимая милость и победу, тотчас склонялся в благодарственном поклоне. Во время похода на Мекку по пути в Зитува он увидел, что Всевышний Господь одарил его победой и, находясь верхом на коне, он склонился в молитвенном поклоне.
По материалам книги Мустафы Эриша