Его чистоплотность
Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) придавал большое значение чистоте. Однажды, повстречав неопрятного и грязного человека, он сделал ему резкое замечание: «Ты что, совсем не моешься?»
Как-то к нему пришел человек в жалком облачении:
— У тебя совсем нет средств к существованию? – спросил он.
Услышав в ответ «Есть!» — произнес:
— Если ты получил милость Господа, то пусть следы этой милости будут заметны на тебе (Абу Дауд, Либас, 14).
Некоторые люди, еще не избавившиеся от своих привычек времен джахилии (доисламского невежества), позволяли себе плевать на землю, совершали подобные действия, даже будучи в мечетях во время богослужений, не придавали значения необходимости поддерживать чистоту, позволяли себе справлять нужду на улицах, дорогах и под деревьями. Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сильно возмущался таким привычкам. Увидев однажды подобное проявление нечистоплотности, он рассердился до такой степени, что его благородное лицо побагровело. (Насаи, Масаджид, 8). Поняв причину его гнева, женщина из числа ансаров тут же почистила это место, чем заслужила любовь Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям).
Нашему Пророку (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не нравились резкие запахи, исходящие от таких овощей как редька, лук, чеснок и порей. Он высказывал пожелание, чтобы люди, вкусившие подобную пищу, не приходили в мечеть и не доставляли неудобства окружающим.
На собраниях с присутствием Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) уделялось внимание комфорту членов общины, для чего возжигались камфара и другие благовония. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) указывал на необходимость освежения мечетей благовониями в дни пятничной молитвы. Однажды в жаркий день в мечеть пришла группа из нескольких работников в своих рабочих одеждах. Мечеть была небольшая, и воздух в ней сразу наполнился посторонним запахом, на что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) сказал:
— Было бы лучше, если бы вы пришли помывшись (Аср Саадат, II, 11 ).
В дальнейшем полное омовение тела в пятницу стало сунной. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) не расставался ни в пути, ни в быту с такими туалетными принадлежностями как гребень, зеркало, мисвак (палочка для чистки зубов), розовое масло, сурьма, ножницы ( М. Асим Кёксал, История Ислама).
Мечеть Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) постоянно содержалась в чистоте.
Его привычки и ежедневные занятия
Имам Тирмизи в свой книге под названием «Шамаиль» приводит слова Праведного Али (радыйаллаху ‘анху) о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) разделял свой день на три части. Одна часть времени предназначалась для поклонения, другая часть посвящалась делам народа, а третья часть — личным делам. (аш-Шамаилюль Мухаммадийа, стр.265-267).
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) после полуночи или же после прохождения двух третей ночи вставал, чистил зубы мисваком, который был тут же возле подушки, и после омовения совершал ночную молитву (тахаджжуд), оставаясь некоторое время в молитвенном бдении. Затем он выходил на утреннюю молитву в мечеть.
После совершения утренней молитвы Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ложился на молитвенный коврик и отдыхал до восхода солнца. После этого он приступал к проповеди и наставлению людей, которые собирались возле него. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) выслушивал пришедших к нему людей, включая даже сны, которые они ему пересказывали, занимаясь, таким образом, их мирскими и религиозными делами.
По рассказам, Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) до полудня совершал четыре или восемь ракатов молитвы ад-Духа, после чего возвращался домой и занимался домашними делами — чинил одежду и обувь, доил домашних животных.
По завершении послеполуденной молитвы он навещал каждую из своих жен, справлялся о их делах, ночь же проводил у одной из них. Другие жены тоже собирались возле нее и оставались у нее до вечерней молитвы. После совершения вечерней молитвы Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) возвращался домой, а жены расходились по своим комнатам. После завершения вечерней молитвы он читал в своей комнате одну из сур Корана: аль-Исра, аз-Зумар, аль- Хадид, ат-Тагабун, аль-Джум’а.
Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) старался совершать омовение перед каждой молитвой. Однако бывало, что совершал несколько молитв с одним омовением, например, во время взятия Мекки. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) совершал молитвы сунна и нафиль большей частью дома, а фард в мечети, сопровождая их чтением длинных сур.
Его собрания
Собрания с участием Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) устраивались просто и скромно. В его доме даже не было двери. Но, тем не менее, его пророческая степенность приводила сердца всех в трепет. Все кто его видел, ощущал волнение в своем сердце. Присутствовавшие сподвижники сидели до такой степени безмолвно и тихо, что со стороны казалось, будто они боялись спугнуть птиц, сидевших у них на головах (Дарими, Мукаддима, 4).
На собраниях у него не было какого-то заранее определенного места. Он также запрещал и другим, присутствовавшим на собрании, иметь постоянно определенное место. Сам он, придя на собрание, непременно усаживался в самом конце. В ходе беседы он никого не порицал и чрезмерно не восхвалял. Он не говорил слов, в благости которых не был уверен, никогда не вызывал своими словами у людей скуки.
Из тех, кто хотел высказаться, предпочтение отдавалось не знатным людям, обладающим богатством и влиянием, обладающим знаниями и добродетельным. Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) прежде выслушивал бедных и нуждающихся, старался удовлетворить их потребности. В его присутствии все сидели, склонив головы. И сам он сидел очень скромно. Когда он начинал говорить, каждый с глубоким вниманием слушал его. Он никогда не прерывал говорящего. При обсуждении какого-нибудь вопроса он выдвигал свои идеи. Шутки произносимые в разговоре веселили его и он не оставлял их без ответа.
На собраниях он уделял внимание каждому в отдельности, каждый получал пользу от общения с ним. Собрания с его участием проходили в скромности и спокойствии. Целью этих собраний было наставление и воспитание. Интересуясь делами присутствующих, он желал понять их нужды. Он стоя приветствовал тех, к кому питал большое уважение и любовь. В тоже время он не позволял, чтобы другие вставали при его появлении. Когда к нему приходила Фатима (радыйаллаху ‘анха) Пророк(саллаллаху ‘алейхи ва саллям) вставал и целовал её в лоб (Абу Дауд, Адаб, 155).
Он поступал таким же образом, приветствуя свою кормилицу и молочных братьев. Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) ценил красноречие. Собрания с его участием проходили с добрыми шутками и смехом.
Его красноречие
Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) происходил из племени курейш, которое выделялось среди арабских племен красноречивостью. Вырос он в роду Са’д из племени Хавазин. «Я самый красноречивый из вас», — говорил он (Ибн Са΄д, Табакат, I, 71 ). Обитатели рая будут говорить на таком же прекрасном наречии.
В своих проповедях Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) использовал изящный язык. Во время произнесения проповеди в его руках был лук или посох, на которые он опирался. Во время проповеди в мечети он опирался на посох, а на поле битвы — на лук. Пятничные или праздничные проповеди он произносил в определенное время, время же остальных проповедей не было определено.
Проповеди Посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) были, своего рода, импровизацией, то есть не были записаны заранее. В своих проповедях он отдавал предпочтение повествовательным предложениям. Желая увеличить воздействие своих слов, он строил предложения в форме вопроса- ответа. В эмоционально возвышенных местах проповеде тело его содрогалось с головы до кончиков пальцев. Наш Пророк (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) был пророком, зовущим к вере, победителем, проповедником, полководцем, мудрецом и главой государства.
Речи нашего Пророка (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) были наполнены восторгом веры и воодушевлением. Его речи оставляли у слушателей глубокое впечатление, а самые грубые сердца смягчались под воздействием его слов. В самые тревожные времена его слова успокаивали воспламененные и взвинченные эмоции, смягчали чувства людей, полных вражды друг к другу. Вековая вражда между племенами Авс и Хазрадж была устранена его чудесным вмешательством. Мунафики хотели испортить отношения между возвращавшимися с битвы при Мусталике ансарами и мухаджирами. Однако подоспевший вовремя Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) утихомирил разгневанных людей.
По материалам книги Мустафы Эриша