Вопрос:
Каков минимальный объем знаний для простого верующего? Где пролегает граница между знанием фард аль-айн и фард аль-кифайя? К примеру, если мы говорим о совершении омовения, сколько необходимо знать простому мусульманину об этом? Должен ли он знать – как совершать таяммум или необходимо ли знать все виды нечистоты (наджас)?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Во-первых, важно понимать разницу между знаниями фард аль-айн и фард аль-кифайя. Фард аль-айн – это обязанности, возложенные на каждого человека. К примеру, совершение намаза, пост, хадж. Если человек выполняет эти обязанности, то он заслуживает награды, если он пренебрегает ими, он впадает в грех.
Обязанности фард аль-кифайя не возлагаются на каждого отдельного человека. Чтобы они считались выполненными, достаточно, чтобы их выполнили один или несколько человек из общины. К примеру, к такому виду обязанностей относится совершение намаза джаназа. Каждый человек не обязан принимать в нем участие. Если несколько человек из общины соберутся и совершат этот намаз, он будет считаться выполненным. Если же никто не сделает этого, вся община впадет в грех.
Что касается того – какой конкретно вид знаний относится к категории фард аль-айн или фард аль-кифайя, это будет зависеть от обстоятельств. Если человек находится в ситуации (или сильна вероятность того, что он может попасть в такую ситуацию), то эти знания становятся для него фард аль-айн. Однако в целом доступность этого знания является фард аль-кифайя, то есть в каждой местности должны быть ученые, которые могут передать и объяснить это знание.
Это же касается знания совершения омовения (тахарат). Поскольку каждый человек обязан совершать намаз, то для него является обязательным знать правила совершения полного и малого омовения (вуду и гусль), поскольку намаз не будет действителен без омовения. Знание же правил совершения тайяммума не будет фард аль-айн непосредственно для каждого человека, поскольку в обычной жизни для человека это знание неприменимо. Если же он попадает в ситуацию, когда он не может воспользоваться обычной водой, то знание совершения тайяммума становится для него обязательным.
А Аллах знает лучше.
Вассалям.
Муфтий Сухайл Тармахомед