Вопрос:
В некоторых книгах по фикху говорится, что женщины должны совершать земной поклон сдержанно, опуская на землю локти и прижимая их к телу. Однако, мне сказали, что в сборнике Бухари есть хадис, где сказано, что нельзя опускать локти на землю подобно собаке. Опишите, пожалуйста, правильный метод совершения саджда для женщины.
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
Хадис, о котором вы говорили, выглядит следующим образом:
عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «اعْتَدِلُوا فِي السُّجُودِ، وَلاَ يَبْسُطْ أَحَدُكُمْ ذِرَاعَيْهِ انْبِسَاطَ الكَلْبِ»
«Ставьте (локти) прямо во время земного поклона и не ставьте ваши локти и предплечья на землю подобно тому, как собака опускает на землю свои передние ноги» (1).
Как сказано в хадисе, запрет «опускать локти на землю подобно собаке» относится к опусканию их на землю во время совершения саджда. Это было отмечено многими комментаторами этого хадиса (2). Однако, это повеление относится к мужчинам, но не к женщинам (согласно нашему ханафитскому мазхабу). Женщина во время совершения намаза должна раскрываться как можно меньше, что подтверждается хадисами (как будет показано ниже).
Имам Саракши пишет в своем «Аль-Мабсут»:
«Что касается положения женщины (во время молитвы), она должна вести себя собранно и не раскрывать себя: она прижимает бедра к животу (во время саджда) и прижимает руки к бокам. Такой метод совершения саджда передается от Али (да будет доволен им Аллах) и также основан на том, что основа совершения намаза для женщины – это наибольшее сокрытие, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Женщина – это аурат (сокрытие)» (3) (4)
Также передаются следующие сообщения:
1) Передается от имама Байхакы в его Сунан Кубра со ссылкой на авторитет Язида ибн Аби Хабиба:
أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَرَّ عَلَى امْرَأَتَيْنِ تُصَلِّيَانِ فَقَالَ: إِذَا سَجَدْتُمَا فَضُمَّا بَعْضَ اللَّحْمِ إِلَى الْأَرْضِ فَإِنَّ الْمَرْأَةَ لَيْسَتْ فِي ذَلِكَ كَالرَّجُلِ
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил мимо двух женщин, которые совершали намаз, и сказал им: «Когда вы совершаете саджда, вам следует прижимать ваше тело к земле, поскольку женщина не подобна мужчине в этом» (то есть, в совершении саджда) (5).
2) Передается в Мусаннаф имама Ибн Аби Шайба (рахимахуллах) со ссылкой на авторитет Али (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
إِذَا سَجَدَتِ الْمَرْأَةُ فَلْتَحْتَفِرْ وَلْتَضُمَّ فَخِذَيْهَا
«Когда женщина совершает саджда, ей следует прижимать свое тело (к земле) и прижимать бедра к животу» (6)
В заключение скажем еще раз, что хадис в вашем вопросе относится к мужчинам, но не к женщинам. Это подтверждается хадисом в Сахих Муслима, где Аиша (да будет доволен ей Аллах) говорила:
وَيَنْهَى أَنْ يَفْتَرِشَ الرَّجُلُ ذِرَاعَيْهِ افْتِرَاشَ السَّبُعِ
«Он (Пророк, мир ему и благословение) запрещал мужчинам ставить руки на землю, как это делают дикие животные» (7).
В хадисе подчеркивается, что запрет ставить руки на землю относится к мужчинам (как отмечено у имама Касани и в «Бадаи ас-Санаи» (8))
Надо понимать, что факихи также хорошо разбирались в хадисах, и их решения были основаны на их всесторонних знаниях о хадисах. Поэтому некорректно сравнивать фикх с хадисами и пренебрегать фикхом. Если кто-то поступает так, ему кажется, что он следует хадису, но на самом деле он будет пренебрегать другими хадисами, как видно в этом случае.
А Аллах Та’āля знает лучше.
Мухаммад Билал, студент Даруль Ифтаа
Нью-Джерси, США
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.
www.daruliftaa.net
________________________
[1] Бухари, 822; Муслим, 493; Абу Дауд, 897; Tирмизи, 276
[2] Тухфат альl-Альма’и» комментарии к Джами` ат-Тирмизи муфтия Са`ида Паланпури, т. 2 с. 71, Зам Зам Паблишерс;
(افْتِرَاشَ الْكَلْبِ) بِالنَّصْبِ أَيْ كَافْتِرَاشِ الْكَلْبِ أَيْ لَا يَجْعَلُ ذِرَاعَيْهِ عَلَى الْأَرْضِ كَالْفِرَاشِ وَالْبِسَاطِ كَمَا يَجْعَلُهُمَا الْكَلْبُ
(عون المعبود شرح سنن أبي داود، ج ٢، ص ٢٧٤، دار الحديث)
ومعني تبتسط…أي يتخذهما بساطا…قوله انبساط الكلب الخ: بل يضع كفيه علي الأرض ويرفع المرفقين عن الأرض، وبطنه عن الفخذين.
(فتح الملهم، ج ٣، ص ٣١٥، دار القلم)
وَلَا يَفْتَرِشُ ذِرَاعَيْهِ أَيْ لَا يَجْعَلُ ذِرَاعَيْهِ عَلَى الْأَرْضِ كَالْفِرَاشِ افْتِرَاشَ الْكَلْبِ بِالنَّصْبِ أَيْ مِثْلَ افْتِرَاشِ الْكَلْبِ
قَالَ الْقُرْطُبِيُّ لَا شَكَّ فِي كَرَاهَةِ هَذِهِ الْهَيْئَةِ وَلَا فِي اسْتِحْبَابِ نَقِيضِهَا
(تحفة الأحوذي، ج ٢، ص ٥٣٧، مكتبة نزار مصطفي الباز)
[3] Джами` ат-Tирмизи, 1173.
[4] Аль-Мабсут имама Саракши, т. 1 с. 23, Дар ан-Навадир
فَأَمَّا الْمَرْأَةُ فَتَحْتَفِزُ وَتَنْضَمُّ وَتُلْصِقُ بَطْنَهَا بِفَخِذَيْهَا وَعَضُدَيْهَا بِجَنْبَيْهَا هَكَذَا عَنْ عَلِيٍّ — رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْهُ — فِي بَيَانِ السُّنَّةِ فِي سُجُودِ النِّسَاءِ وَلِأَنَّ مَبْنَى حَالِهَا عَلَى السِّتْرِ فَمَا يَكُونُ أَسْتَرَ لَهَا فَهُوَ أَوْلَى لِقَوْلِهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: «الْمَرْأَةُ عَوْرَةٌ مَسْتُورَةٌ» .
[5] Aс-Сунан Аль-Кубра, 3201, глава относительно способов молитвы.
[6] Мусаннаф Ибн Аби Шейба, 2777, глава о положении женщины во время саджда.
[7] Муслим, 498, Книга молитвы.
[8] Бадаи` ас-Санаи`, т. 1, с. 210, Дар аль-Кутуб аль-`Ильмийя (старое издание)
وَمِنْهَا أَنْ يَعْتَدِلَ فِي سُجُودِهِ وَلَا يَفْتَرِشَ ذِرَاعَيْهِ لِمَا رُوِيَ عَنْ النَّبِيِّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — أَنَّهُ قَالَ: «اعْتَدِلُوا فِي السُّجُودِ وَلَا يَفْتَرِشْ أَحَدُكُمْ ذِرَاعَيْهِ افْتِرَاشَ الْكَلْبِ» ، وَقَالَ مَالِكٌ: يَفْتَرِشُ فِي النَّفْلِ دُونَ الْفَرْضِ وَهُوَ فَاسِدٌ لِمَا رَوَيْنَا مِنْ الْحَدِيثِ مِنْ غَيْرِ فَصْلٍ وَهَذَا فِي حَقِّ الرَّجُلِ فَأَمَّا الْمَرْأَةُ فَيَنْبَغِي أَنْ تَفْتَرِشَ ذِرَاعَيْهَا وَتَنْخَفِضُ وَلَا تَنْتَصِبَ كَانْتِصَابِ الرَّجُلِ وَتَلْزَقُ بَطْنَهَا بِفَخِذَيْهَا لِأَنَّ ذَلِكَ أَسْتَرُ لَهَا