Лексический анализ важных слов и толкование суры
Первый аят:
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ
«Обращаюсь за защитой к Господу рассвета».
Слово «фаляк» означает «расщеплять» или «раскалывать», здесь же оно используется в смысле «рассвет». В другом аяте (6, 96) подобное говорится об Аллахе: «Он – Тот, кто вызывает (производит) рассвет». Из всех божественных атрибутов этот атрибут здесь использован видимо, потому, что темнота ночи вызывает зло и неприятности, но свет дня прогоняет их. Это качество Всевышнего (вызывать рассвет) указывает на факт, что от каждого, кто ищет защиты Аллаха, Он удалит любые невзгоды (Маджари).
Слово «шарр»: объяснение аллямы Ибн Каййима:
Второй аят:
مِن شَرِّ مَا خَلَقَ
«От любого зла, которое Он сотворил»
Алляма Ибн Каййим объясняет, что слово «шарр» (зло) используется в двух различных значениях: 1) боль, несчастье, нужда, которые влияют на человека непосредственно, и являются страданиями сами по себе и 2) причины, которые вызывают горе, нужду и страдания. Ко второму значению относятся неверие, идолопоклонство и все грехи. Вещи, от которых Коран и Сунна призывают человека искать защиту, относятся к одним из этих двух видов зла. Дуа, которое пришло из Сунны и которое произносят после намаза, включает просьбу о защите от четырех вещей: 1) наказания в могиле, 2) наказания в Аду, 3) невзгод и бед этой жизни, 4) страданий и несчастий смерти. Два вида зла являются злом и наказанием сами по себе, а другие два – есть причина наказания и страданий.
Второй аят подразумевает все зло мира. Этого аята достаточно для защиты от всех несчастий и бедствий. Но три особых вида зла, от которых нужно искать защиты, были выделены особым образом.
Первая вещь, которая была выделена, упоминается в третьем аяте:
وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ
«от зла мрака, когда он покрывает»
Слово «гасик» производится от слова «гасак», которое означает «становиться темным», «темнеть». Так что Ибн Аббас, Хасан и Муджахид (да будет доволен ими Аллах) сказали, что слово «гасик» обозначает здесь «ночь». Глагол «вакаба» произведен от слова «вукуб», который означает глубокую тьму, которая покрывает все полностью. Аят нужно понимать как «Я прибегаю к защите Аллаха от ночной темноты, которая покрывает все целиком». Слово «ночь» выделено особо, потому что это время, когда действуют всевозможные злые создания – джинны, шайтаны, хищные животные, вредные насекомые и рептилии. Преступники также используют ночь для совершения своих злых деяний и насилия. Враги могут напасть в это время. Черная магия совершается и набирает силу именно в это время. Но когда темнота исчезает, воздействие всех этих злых созданий теряет силу и исчезает (алляма Ибн Каййм).
Четвертый аят:
وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ
«от зла (колдуний) дующих на узлы (на верёвках), (когда совершают колдовство)»
Слово «нафасат» («дующие») производится от глагола «нафаса», который означает «дуть». Слово «’укаб» — множественное число от «’укба», что означает «узел». Колдуны часто завязывали узлы на веревках, произнося магические заклинания и дуя на них. Слова «дующие на узлы» относятся к женщинам-колдуньям. Возможно, что слово «нафасат» происходит от слова «нафс» (душа). Так что этот аят можно понять как «злые души, которые дуют на узлы». Такое объяснение включает и мужчин, и женщин, которые совершают магические действия. Но более возможное объяснение этого слова именно «женщины». Здесь говорится именно о женщинах, поскольку они чаще занимаются колдовством и подобными вещами; либо потому, что Лабид ибн Асам, чье черная магия была причиной ниспослания этой суры, совершал свои преступные деяния с помощью своих дочерей.
Причина, по которой нужно искать защиту именно от злого колдовства, является прежде всего, факт, что эти две суры были ниспосланы именно по случаю колдовства. А во-вторых, потому, что люди обычно не подозревают о действиях колдовства, поэтому не прилагают усилий для избавления от него. Им чаще всего кажется, что они просто заболели, и они обращаются к врачам, однако действие колдовства продолжается и набирает силу.
Третья вещь, от которой следует просить особой защиты, есть хасид (ревность) и хасад (зависть). Они были выделены по тем же причинам, что описаны выше, что черная магия была совершена в отношении Пророка (мир ему и благословение) именно по причине зависти. Лицемеры и иудеи не могли вынести растущего успеха и распространения Ислама. Они не могли победить его в открытом бою, поэтому прибегли к магии. Это основная причина, по которой нужно просить защиты от завистников. Завистник не может есть и спать, пока не причинит вред тому, кому он завидует, поэтому вред, причиненный им, может быть очень серьезным.
Ревность и зависть
Пятый аят:
وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ
«от зла завистника, когда он завидует»
Арабское слово «хасад», которое можно перевести как ревность или зависть, обычно используется в плохом смысле. Это в общем подразумевает желание потерь (неудач) другому человеку, который в чем-то успешнее и удачливее другого. Завистливый человек недоволен хорошими качествами и счастьем, которыми Аллах наделил других людей, и он желает, чтобы другие лишились этих благ, и все это досталось ему одному (или по крайней мере, чтобы другим было так же плохо, как и ему). Зависть в таком смысле есть тяжелый грех и большое зло. Этот грех (зависть) был первым грехом, совершенным на небе и на земле. Иблис первым позавидовал Адаму (мир ему) на небе, а один из сыновей Адама, Кабиль, позавидовал другому брату, Хабилю, на земле (Куртуби).
Ревность, с другой стороны, означает желание одного человека иметь такие же блага, что имеет другой, без желания того, чтобы тот лишился их. Это качество не только дозволено, но и желательно.
Итоги и заключение
Кроме общей защиты от зла, которой человек должен искать у Аллаха, эта сура упоминает особо три вида зла. К тому же, первый и третий виды зла упомянуты с ограничениями. Первый вид зла «гасик» (темнота) ограничена словами «когда она покрывает». Третий вид зла «хасид» ограничен словами «когда он (завистник) завидует». Деятельность магов никак не ограничивается, поскольку их вредное действие ничем не ограничено. Действие ночной темноты чувствуется, когда свет полностью отсутствует, и все покрывает тьма. Подобным образом, чья-то зависть не может повредить другому, пока завистник не предпринимает практических действий, чтобы навредить тому, кому завидует. Пока зависть живет лишь в его сердце, это вредит ему самому, но не другому человеку, так что он может искать защиты от нее.
А Аллах знает лучше.
Маарифуль Куран
Муфтий Мухаммад Шафи Усмани