بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ (1
مِن شَرِّ مَا خَلَقَ (2
وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ (3
وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ (4
وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ (5
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
1. Скажи: «Обращаюсь за защитой к Господу рассвета,
2. от зла тех, которых Он сотворил,
3. от зла мрака, когда он покрыл,
4. от зла (колдуний) плюющих на узлы (на верёвках), (когда совершают колдовство),
5. от зла завистника, когда он завидует!»
Предварительные замечания
Эта и следующая сура (Ан-Нас) были ниспосланы по одному и тому же поводу и в одно время. Хафиз Ибн аль-Кайим, поэтому, объединил комментарии к этим сурам. Он писал, что польза и благословение этих сур неисчислимы. Они являются очень эффективным средством против колдовства и злого глаза, и любого физического и духовного зла. Если бы люди полностью осознали это, они искали бы его (этого благословения) больше, чем пищи воды, одежды и других материальных благ.
Причины ниспослания
В Муснаде Ахмада сообщается, что один иудей применил магическое средство против Пророка (мир ему и благословение), и он заболел. Ангел Джибриль пришел к нему и сообщил, что этот человек околдовал его тем, что он сделал узлы из его волос для этого и бросил их в один колодец. Пророк (мир ему и благословение) тогда послал некоторых сподвижников достать волосы из колодца, который указал Джибриль. Пророк (мир ему и благословение) развязал узел из волос и после этого выздоровел. Джибриль сообщил ему имя этого человека, однако сострадательный и милосердный характер Пророка (мир ему и благословение) не позволял ему мстить кому-то за свои личные обиды. Поэтому он никак не показал, что знает этого преступника, и ни тени недовольства не появлялось на благородном лице Пророка (мир ему и благословение), когда он видел этого человека (а тот, будучи лицемером, часто посещал собрания Пророка, мир ему и благословение).
Подробности этого события передаются в Сахих аль-Бухари со ссылкой на авторитет Аиши (да будет доволен ей Аллах). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был настолько околдован, что считал, будто имел половые сношения со своими женами, но в действительности этого не было. Суфьян сказал: «Это самая сильная форма магии, когда она достигает этого уровня».
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Аиша! Знаешь ли ты, что Аллах ответил на мою просьбу? Два ангела (в образе человека) пришли ко мне, и один из них сел у моей головы, в то время как другой сел у моих ног. Тот, что сидел у моей головы, сказал другому: «Что случилось с этим человеком?» Другой ответил: «Он заколдован». Первый сказал: «Кто его заколдовал?». Другой ответил: «Лябид ибн Асам. Он человек из племени бану Зурайк, сторонник иудеев и лицемер». Первый спросил: «А с помощью чего он заколдовал его?». Другой ответил: «С помощью расчески и волоса с расчески». Первый спросил его: «Где все это?». Другой ответил: «В высушенной коре финиковой пальмы (мужского пола) под камнем в колодце под названием Зарван».
Аиша сказала: «И он пошел к колодцу, чтобы вытащить это оттуда». А потом он сказал: «Это колодец, который я видел. Вода в нем была такая, как будто в ней промочили хну, и его пальмовые деревья были словно головы демонов». И он убрал то, что было там.
Тогда я (Аиша) сказала: «Ты не станешь это разглашать?» Он ответил: «Аллах исцелил меня, и мне ненавистно причинять зло любому из людей».
Это означает, что Пророк (мир ему и благословение) не хотел быть причиной чьего-то вреда или смерти, а это неизбежно случилось бы, если бы другие люди узнали об этом случае.
Согласно сообщению в Муснад Ахмад, эта болезнь продолжалась шесть месяцев. Согласно другому сообщению, некоторые сподвижники знали, кто совершил это злое дело, поэтому они спрашивали Пророка (мир ему и благословение): «Почему мы не можем убить этого злого человека?» И он отвечал им то же, что ответил Аише.
Согласно сообщению, переданному имамом Таляби, иудейского мальчика, который был слугой у Посланника Аллаха (мир ему и благословение), подкупил иудей-лицемер и попросил его принести ему прядь волос из его расчески и несколько его зубов. Получив эти вещи, он завязал 11 узлов на нитке и поместил иглу в каждый узел. Затем поместил эти вещи под камнем в колодце. По этому случаю были ниспосланы суры, число аятов которых также составило в сумме 11. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) читал аят и одновременно развязывал один из 11 узлов, пока все узлы не были развязаны, таким образом он избавился от влияния колдовства (Все эти сообщения были переданы от Ибн Касира).
Колдовство и его влияние на Пророка (мир ему и благословение)
Некоторые люди могут быть удивлены тем, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был подвержен влиянию колдовства, как простой человек. Такое недоумение происходит от того, что люди не представляют, каким образом действует магия. Колдовство оказывает влияние на физическую природу человека, а Пророк (мир ему и благословение) не имел никакой защиты со стороны своей физической природы от магии, так же, как он чувствовал жар или холод, мог подвергаться воздействию болезни или чувствовать боль. Пророк (мир ему и благословение), так же, как и другие пророки, не имел защиты против воздействия на свою физическую природу, поэтому скрытое действие магии оказало на него такое влияние.
Суры му’аввазатейн являются эффективной защитой против физического или духовного вреда
Каждый верующий должен иметь убеждение, что могущество Аллаха есть первопричина любого действия, пользы или вреда, в этом и будущем мире. Без Его воли никто не может причинить нам ни малейшей пользы или вреда. Единственный способ, которым человек может защитить себя от физического или духовного вреда – это обратиться к защите Аллаха путем определенных, предписанных Им действий. Сура Аль-Фаляк учит нас, как обрести защиту Всевышнего от мирских опасностей, в то время как сура Ан-Нас говорит о способе, каким можно обрести божественную защиту против сверхъестественных (духовных) опасностей.
Достоинства сур муаввазатейн
В Сахих Муслим передается хадис со ссылкой на авторитет Укбы ибн Амира (да будет доволен им Аллах), который сообщает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Знаете ли вы, что этой ночью мне были ниспосланы аяты, подобных которым не было до этого? Это суры Аль-Фаляк и Ан-Нас».
Согласно другому повествованию, сур, подобных этим двум сурам, не было в предыдущих Писаниях (Торе, Инджиле, Забуре).
Согласно другому сообщению от Укбы ибн Амира, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) научил его двум сурам муаввазатейн, когда они были в путешествии. Затем он (Пророк, мир ему и благословение) прочитал их во время намаза магриб и сказал: «Читай их, когда бы ты ни ложился спать и ни вставал» (Насаи).
Согласно еще одному хадису, Пророк (мир ему и благословение) советовал людям произносить эти две суры после каждого намаза (Абу Дауд и Насаи).
Имам Малик передает хадис от Аиши (да будет доволен ей Аллах):
«Когда бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ни страдал от болезни, он произносил эти две суры, дул на свои руки и проводил руками по всему телу. Когда он был при смерти и сильно страдал от боли, я произносила эти суры, дула на его руки, и он проводил ими по телу, поскольку мои руки не могли заменить его благословенных рук» (Все эти сообщения приводятся у Ибн Касира).
Абдулла ибн Хубайб передает: «Однажды ночью был сильный дождь, и небо было очень черным. Мы вышли на поиски Пророка (мир ему и благословение) и когда нашли его, он сказал: «Читайте «Кулху Аллаху ахад» (суру Аль-Ихляс) и две суры муаввазатейн». Читайте их трижды утром и трижды вечером, это защитит вас от всякого зла».
Таким образом, было практикой Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижников читать эти две суры для защиты от всех видов нужды, испытаний и невзгод, как этого мира, так и будущего.
Продолжение слеудет, иншаАллах…
Маарифуль Куран
Муфтий Мухаммад Шафи’ Усмани