Важность испрашивания помощи против наущений (нашептываний) шайтана
Ибн Касир пишет в своем тафсире, что Аллах называет три Своих имени в этой суре: «Рабб» (Господин), «Малик» (Царь, Владыка) и «Илях» (Бог) и учит людей прибегать к Его помощи посредством их (имен), поскольку один из шайтанов приставлен к каждому человеку и старается погубить его разными способами. Первое, что он делает – пытается подтолкнуть его (человека) на совершение греха и умышленного нарушения божественных заповедей. Если же он не преуспеет в этом, он (шайтан) старается испортить и повредить его поклонению путем внушения ему тщеславия, гордости, лицемерия и желания совершать дела напоказ (рия). Также он (сатана) пытается внушить образованным людям сомнения в истинности вероучения Ислама. И единственный, кто защищен от подобных наущений шайтана – это тот, кому Аллах дарует Свою защиту.
Передается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил:
«Среди вас нет ни одного, к кому бы ни был приставлен (подобный) шайтан (для его искушения)», — Сподвижники спросили: «И даже к тебе, о, Посланник Аллаха?» Он ответил: «Да, однако, Аллах помог мне против него, и он теперь покорен мне. Так что он, наоборот, подталкивает меня лишь к хорошим делам».
Это подтверждается рассказом, переданным в двух сборниках Сахих от сподвижника Анаса (да будет доволен им Аллах), который рассказывает историю, произошедшую с одной из жен Пророка (мир ему и благословение).
Однажды, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал итикаф в мечети, одна из его жен, Сафийя (да будет доволен ей Аллах), решила навестить его. Когда она уже собралась уходить, он проводил ее до дверей мечети, где их увидели двое из ансаров (сподвижников из Медины). Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Стойте, это моя жена Сафийя!» Двое сподвижников воскликнули: «Субханаллах! О, Посланник Аллаха, как же мы можем плохо подумать о тебе?» Пророк (мир ему и благословение) на это ответил: «Поистине, шайтан передвигается по телу человека как кровь по венам. Так что я боялся, что он может внушить вам дурные мысли (поэтому я сказал вам, что женщина со мной – ни кто иной, как моя жена)».
Особые примечания
Для мусульманина важно как избегать злых деяний, так важно для него избегать ситуаций, когда другие могут дурно подумать о нем. Если такой момент (для подозрений и плохих мыслей) возникает, ему следует тут же прояснить ситуацию (окружающим). Таким образом, пророческая традиция показывает нам, что сатанинские искушения очень опасны. Их трудно избежать, только если нас не защитит Аллах.
Разъяснение
Существует два вида дурных мыслей: вольные и невольные. Здесь мы предостерегаем против вольных (сознательных) мыслей, которые возникают по собственному желанию и выбору человека. Невольные, бессознательные мысли возникают (в уме) человека помимо его воли и желания. Такие мысли приходят неосознанно и так же уходят. Они не считаются грешными до тех пор, пока человек не станет высказывать их (вслух) и действовать согласно им.
Тонкая разница между двумя сурами му’аввазатейн (двумя последними сурами Корана)
В данной суре упомянуты три имени Аллаха, посредством которых мы просим у Него защиты, в то время как в ней говорится лишь об одном вреде, от которого просят защиты, о сатанинских наущениях. Напротив, в предыдущей суре, упоминается лишь одно имя Аллаха (Рабб-уль-фаляк» — Господь рассвета), в то время как в трех ее аятах говорится о множестве злых вещей (от которых просят защиты). Таким образом, нам показывается, что наущения сатаны – это худшее из всех зол. Невзгоды и бедствия, которые постигают человека в этом мире влияют лишь на его тело и на внешние обстоятельства (болезни, голод, потеря близких, бедность), в то время как наущения шайтана, которые появляются в его уме, могут нанести вред его участи в будущей жизни, что гораздо опаснее. Если человек страдает от физических недугов и проблем, он может прибегнуть к лекарствам, в то время как наущения сатаны прячутся в каждом уголке жизни человека и нападают на него незаметно, однако именно они могут увести его от божественной милости. От них нет иной защиты, кроме помощи Аллаха, поэтому человеку следует просить об этой защите посредством трех имен Аллаха.
Продолжение следует иншаАллах…
Маарифуль Куран
Муфтий Мухаммад Шафи Усмани